Авторизация
 

Итоги «фасадной» реформы украинской полиции


На днях произошло два резонансных события, связанные с увольнениями начальников управлений полиции в Одесской и Днепропетровской областей: Дмитрия Головина и Виталия Глуховери. Топ-чиновники, занимавшие высокие должности, в одночасье стали фигурантами уголовных производств. 

Кроме этого, после начала работы нового созыва Верховной Рады на политической карте появятся новые игроки. Кабинет министров будет представлен в новом составе, однако спорным остается дальнейшее пребывание на посту главного силовика нынешнего правительства Арсена Авакова. Учитывая токсичность имиджа, его могут заменить на менее публичную фигуру, незапятнанную коррупционными и политическими скандалами. Однако с другой стороны, борьба с фальсификациями во время проведения президентских и парламентских выборов силами Национальной полиции предоставила Авакову определенные политические дивиденды перед новой властью, он также сумел завести в новый парламент собственных лоббистов из нескольких десятков депутатов. Учитывая то, что после запуска Верховной Рады в Украине возможны массовые беспорядки и акции протеста, у власти появится необходимость в министре, который возьмет ситуацию под жесткий контроль. И в этом случае кандидатура Авакова вполне может подойти, поэтому в СМИ начали появляться публикации, восхваляющие профессионализм министра и реформирование полиции, осуществляемое под его руководством.

Что на самом деле происходит в украинской полиции? Какие итоги проводимого реформирования, призванного запустить новую правоохранительную систему, работающую на благо украинцев? Ответ на эти вопросы читайте в анализе, проведенном ИА «ФАКТ».

Реформа полиции, начатая в 2015 году, в первое время вызвала всеобщий восторг и селфи-манию с новыми патрульными. На нее обществом было возложено много надежд, ее признавали настоящим прогрессивным шагом в развитии нашего государства. На нужды обновленной структуры парламент ежегодно закладывал в Государственный бюджет миллиарды гривен: в 2018 году общий бюджет МВД составил 66 миллиардов гривен, в 2017 году - 55 миллиардов гривен. Для проведения качественной реформы Кабинетом министров Украины было принято решение использовать успешный опыт зарубежных стран, поэтому на должность первого заместителя министра внутренних дел была назначена Эка Гзуладзе, а начальником Национальной полиции - Хатия Деканоидзе. Кроме этого, Авакову помогали реформировать полицию его советники – Антон Геращенко, Зорян Шкиряк, а также еврооптимист и журналист Мустафа Наем и другие. Мы не будем подробно останавливаться на этих личностях, а проанализируем итоги их работы.


Через год после старта реформы восхищение общественности вновь созданной полицией резко пошло на спад, стало понятно, что ожидания оказались завышенными, а надежды напрасными. Старую милицию критиковали за то, что она далека от идеала, но как показало время, новая полиция не только не избавилась от пороков старой системы, но и усугубила их. Начав руководить новой полицией, реформаторы не предоставили ни концепции, ни общей стратегии, ни плана функционирования нового правоохранительного органа, а началось проведение оторванных друг от друга разрозненных мероприятий и пилотных проектов.

Почему реформа полиции оказалась провальной, а основной критерий оценки эффективности работы является таким низким? 
В ст. 11 закона «О Национальной полиции» определено, что основным критерием оценки эффективности деятельности полиции является уровень доверия к ней со стороны населения. Однако, как свидетельствуют официальные данные проведенных социологических исследований, каждый третий украинец совсем не доверяет полиции, 37% скорее не доверяют, нежели доверяют. При этом согласно неофициальных данных, ей не доверяет более половины населения, то есть основному критерию оценки новая полиция не соответствует.

Кроме этого, для того, чтобы данная законодательная норма заработала, МВД должно было разработать, а правительство принять методологию оценивания полиции. Прошло уже несколько лет со дня принятия закона, но в этом направлении так ничего и не сделано.

Возможно, этот вопрос не приоритетный для полиции?

Полиция и политика
Немаловажным фактом также является то, что вопреки ст. 10 закона «О Национальной полиции» на ее деятельность продолжают оказывать влияние политики.


Не все украинцы знают, что у министра внутренних дел Арсена Авакова нет формальных полномочий по управлению полицией. Его задачей является не расследование преступлений, как многие считают, а формирование государственной политики в правоохранительной сфере. При этом функция оперативного управления полицией возложена на главу Национальной полиции Сергея Князева. Такое разделение предполагает предотвращение использования правоохранительного органа в политических целях (деполитизацию полиции), и де-юре оно состоялось. Однако де-факто министр со своими советниками продолжает вмешиваться в работу полиции, например, во время расследования преступлений, принимая нужную сторону во время проведения массовых мероприятий или выборов. Достаточно вспомнить роль полиции в истории с задержанием сына Арсена Авакова по обвинению в «деле с рюкзаками», которое было закрыто. Заявления о политических мотивах действий НАБУ исходили из МВД и Национальной полиции и были продиктованы волей министра, а не требованиями закона.

Кадровые вопросы
В своих заявлениях глава МВД неоднократно заявлял о том, что в полицию пришли работать новые люди, произошло 40% обновления личного состава. Хорошо это или плохо? Согласно закону Украины «Об очищении власти» в течение первых нескольких месяцев из МВД были уволены десятки тысяч сотрудников, в число которых попали как дискредитировавшие себя лица, так и профессионалы. Кроме того, в системе появился кадровый голод и текучесть кадров. Несмотря на заявленное в МВД достаточное финансирование, сотрудники полиции получают низкую зарплату – в среднем 10 тысяч гривен, часть которой необходимо израсходовать на покупку новой формы, горючего для служебных автомобилей, канцтоваров, командировки, лечение и т.д. Учитывая фактически ненормированный режим работы, высокий уровень риска, существенные ограничения конституционно-правового статуса, отсутствие правовой и социальной защиты, особенно в экстремальных ситуациях, а также низкие пенсии в перспективном будущем, большая часть полицейских стала увольняться. 

То есть, бороться с преступниками и заниматься профилактикой преступлений сейчас практически некому. В данное время в национальной полиции катастрофически не хватает сотрудников, о чем не раз заявлял ее руководитель Сергей Князев. По состоянию на 1 июня 2019 некомплект составляет 19 400 человек, при этом больше всего сотрудников не хватает в департаменте патрульной полиции. Количество вакантных должностей в ней составляет 3 800 человек, или 20,9%. Так, например, в Главном управлении Национальной полиции Киевской области некомплект составляет 1 300 полицейских или 22,2%, в Черкасской области - 22,8%.

Из ведомства ушло много профессионалов, что негативно отразилось на криминогенной обстановке в государстве. И если быстро набрать новых людей в ряды патрульной полиции не составило труда, обучив их за считанные дни, то сделать так же со следователями, оперативными сотрудниками, криминалистами не представляется возможным. Для такого рода работы требуются люди с большим опытом и умением расследовать преступления. Из полиции уволили около 80% опытных сотрудников, вместе с ними ушла и агентура, благодаря которой раскрывались тяжкие преступления.

На этом фоне отсутствие опыта новых полицейских, их низкая эффективность и правовая грамотность, дискредитирующее поведение из-за набора в ее ряды случайных людей по объявлению (что раньше было недопустимо) привели к крайне негативным последствиям. Реформа полиции превратилась в постановочный фарс с красивым фасадом, но дорогими бьющимися машинами - около 400 служебных автомобилей были разбиты в авариях. Полицейские новой формации совершали многочисленные правонарушения, а порой и преступления, ДТП, наезды на людей во время перехода дороги в положенном месте на зеленый свет. Кроме этого, терялось табельное оружие и служебные планшеты. 


Борьба с преступностью
В данное время оставляет желать лучшего и один из важных показателей работы полиции - раскрываемость преступлений, которая в 2019 году по официальным данным составляет порядка 40%. МВД Украины рапортует о постоянном снижении преступности в стране, однако помимо статистики, существует реальность. Как сообщил в эфире украинской радиостанции бывший начальник управления криминальной разведки ликвидированного УБОП Валерий Кур, сегодня уровень организованной преступности в стране «поднялся до такой степени высоко, что он превзошел 90-е».
 
«Все радостные доклады о впечатляющем росте раскрываемости преступлений ничего не стоят, поскольку, реальных профессионалов в правоохранительных органах осталось очень мало и они еле-еле справляются. Я думаю, что некому делать, никакой реформы нет. Некому справляться с борьбой с преступностью», - заявил Валерий Кур.

Экс-глава Службы внешней разведки Николай Маломуж также высказался по поводу реформированной полиции: 

«Криминал поднимает голову. Приезжают бандиты в законе из России, из Грузии, собственные возвращаются, и формируется уголовное сообщество. Сегодня Украину практически распределили мафиозные структуры, которые фактически грабят, убивают, проводят спецоперации, рейдерство, крышуют одни структуры, но проводят операции относительно других, убивают бизнесменов. То есть 90-е годы в некоторой мере возвращаются».

Президент Украинской ассоциации профессионалов безопасности Сергей Шабовта считает:

«В дополнение к «классическим» бандитским группировкам в последнее время на Украине появилось новое веяние: группировки из числа бывших «героев Майдана», «патриотов» и «участников добробатов», которые активно включились в передел сфер влияния криминального «бизнеса». Сегодня атошники – это грандиозный потенциал людей, которых легко вовлечь в разные акции. Они депрессивны, ищут приложение своих сил, многие не вернулись к своим прежним профессиям и пытаются штурмовать новые высоты, а с учетом закона об амнистии участникам АТО они уверены в своей безнаказанности. И даже задержанным за поджог ничего страшного не грозит».

Неэффективная политика власти за последние годы привела к падению уровня жизни населения, что закономерно повлекло за собой рост преступности. Кроме этого, появление неприкасаемых лиц под видом «героев Майдана» и «ветеранов АТО», практика смягчения или оправдания наказания за преступления, совершённые якобы на почве патриотизма, нанесли существенный удар по принципу неотвратимости наказания. Сейчас самыми криминогенными считаются крупные города - Одесса, Днепр, Харьков и Запорожье. Объективных причин для снижения уровня преступности нет, а есть факторы, влияющие на ее рост - социально-экономические проблемы, война на востоке Украины, незаконное обращение оружия, завозимое с неподконтрольных территорий и военных складов.

Проводимая в стане реформа также не искоренила коррупцию в новой полиции, борьба с которой позиционировалась очень громко. Резонансная перестрелка в Княжичах, смерть Екатерины Гандзюк, подрыв журналиста Павла Шеремета, покушение на активистов Олега Михайлика и Виталия Устименко, убийство Виталия Олешко (позывной Сармат), убийство полицейскими пятилетнего мальчика и многие другие преступления так и остались без ответов. Расследование уголовных дел намеренно затягиваются, а реальные заказчики преступлений находятся на свободе.

Так как рост преступности в Украине реформаторам остановить не удалось, было принято решение «декриминализировать», вывести из-под учета статистики большую часть преступлений и правонарушений. В связи с этим был принят закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» также на способствует реформированию полиции. Как следствие - уголовные преступления (некрупные кражи, мошенничество, операции с наркотиками) перестали считаться таковыми и перешли в разряд административных правонарушений. 

Профилактика преступлений
В данное время профилактикой преступлений почти никто не занимается, институт участковых инспекторов, тех, кто являлся форпостом и находился ближе всех к населению, стремительно сократился.Как следствие – всплеск преступности– педофилии, наркомании, краж и т.д. 

В 2016 году вместо участковых в украинских ПГТ и селах пытались ввести институт шерифов. Пилотный проект запускался, например, в Полтавской области, однако идея не увенчалась успехом.

28 мая 2019 года был запущен следующий пилотный проект - вместо участковых появились полицейские офицеры общин. После отбора, профильных тестов, собеседований и прохождения детектора лжи 34 полицейских офицеров заменили участковых в нескольких объединенных территориальных громадах. Их отличия от участковых заключаются в том, что они отвечают только за свою территориальную общину, в которой должны работать и проживать.


Криминальный блок
Во время реформы также начали экспериментировать с криминальным блоком, появились детективы. Глава Национальной полиции Сергей Князев заявил, что в данное время сделан первый шаг в процессе реформирования блока уголовной полиции - в Закарпатской, Львовской, Черкасской и Херсонской областях началась реформа полицейских подразделений по борьбе с наркопреступностью. Свою готовность оказать поддержку в этом выразили американские партнеры.

Так, руководитель отдела по правоохранительным вопросам посольства США в Украине Стефани Холмзи советник отдела по правоохранительным вопросам посольства США в Украине Роберт Нортон заявили о том, что будут поддерживать украинскую полицию в процессе их профессиональной подготовки и обеспечения подразделений необходимыми средствами, а также при отборе персонала, собеседованиях с назначаемым руководством и рядовых сотрудников.

Ранее реформирование полиции предполагало оптимизацию работы следственных и оперативных подразделений, объединение их усилий и создание института детективов. Консультативная миссия Европейского Союза (КМЕС) на пилотный проект выделила более трети миллиона евро, благодаря чему в 2016-2017 годах первые детективы появились в Борисполе, Чугуеве, Дрогобыче, Подольске, Миргороде, Ахтырке, Хмельницком и Энергодаре, а позже - в Главном следственном управлении и управлениях полиции во всех областях. Чем все закончилось? Институт детективов так и остался очередным экспериментом, при этом было ликвидировано УБОП - мощное подразделение по борьбе с организованной преступностью.

То есть, «ядро» полиции – криминальный блок и следствие остались по-прежнему нереформированными, работают по-прежнему, как и до реформы.

Одной из приоритетных сфер реформирования правоохранительных органов должен был стать институт защиты свидетелей в уголовном процессе, о котором много говорили как в Верховной Раде, так и МВД.  В США и многих странах Европейского союза программа защиты свидетелей успешно действует уже много лет, но в Украине соответствующий законопроект так и не был принят. 

Выводы
Итак, гражданское общество интересуют не разговоры власти о реформах, а результат их проведения, и особенно то, как они могут повлиять на жизнь людей. Для них важно, действительно ли благодаря реформе уменьшилась преступность и повысилась раскрываемость преступлений, а также уровень общественной безопасности. Вместо ответов на эти вопросы люди слышат информацию с множеством непонятных им цифр о показателях раскрытия преступлений, закупленных автомобилях и оборудовании, количестве проведенных с полицейскими тренингов со стороны американских специалистов.

Следует признать, что Украина давно находится в замкнутом круге - руководство полиции постоянно информирует общество о своей успешной работе, очередных пилотных проектах, закупке нового оборудования. Вместе с тем, проведение реформы является неоднозначной. С одной стороны, действительно были сделаны определенные шаги для улучшения правоохранительного органа, с другой – почти ни одно из проводимых мероприятий не увенчалось видимым успехом. Фактически, реформа проведена формально и по своей сути является фасадной.

Полицию можно реформировать бесконечно, но без надлежащего кадрового, материально-технического, социального обеспечения, применения современных методов логистики, преемственности поколений и использования знаний опытных сотрудников, пенсионеров и ветеранов полиция не сможет работать эффективно.

Во время реформирования полиции были приняты различные правовые документы, но при этом не было сформировано единой концепции и четкого плана его проведения. Реформа превратилась в политическую демагогию, украшенную красивыми вывескам и обещаниями.

Реформирование полиции должно проводиться концептуально, в комплексе с другими структурами - органами прокуратуры, СБУ и судебной системой, без которых невозможно существенно изменить всю правоохранительную систему в государстве. 

В данное время остается высоким влияние политиков на работу полиции, что негативно отражается на всех направлениях ее работы - от массовых мероприятий до расследований преступлений. Чем меньше политика будет вмешиваться в работу полиции, тем больше будет к ней доверия со стороны общества.

Непрофессионализм новых полицейских, их неумение действовать в сложных ситуациях, дискредитирующее поведение вызывают у украинцев падение уровня доверия к людям в погонах. В свою очередь, правовая и социальная незащищенность самих полицейских со стороны государства, недоверие и неуважение к ним со стороны общества приводят к недобросовестному выполнению своих функциональных обязанностей, утрате традиционных стимулов, снижению престижа и привлекательности службы, потере квалифицированных специалистов и профессионального ядра.

Одним из действенных путей выхода из этого замкнутого круга может стать поддержка полиции со стороны населения и введение института выборных должностей. Так, в зарубежных странах существует выборная должность шерифа. Он может быть досрочно отстранён от должности в случае неэффективной работы, совершения им проступка или должностного преступления. Как показывает зарубежная практика, общество вполне способно осуществлять контроль за полицией через механизм выборов. В данном случае начальник местной полиции или шериф избирается жителями административной единицы путем тайного голосования, при этом к кандидатам на должность предъявляются повышенные требования: высшее юридическое образование, психологическая устойчивость, наличие заслуг перед местным сообществом, ценз оседлости и возраста и др. Примечательно, что избранное должностное лицо не подчиняется никому, кроме закона и жителей своего населенного пункта. Необходимым элементом института выборности руководителей полиции должна стать практика отчетов об их работе перед своими избирателями, что позволит с одной стороны, обеспечить условия для их профессиональной деятельности, а с другой - осуществлять общественный контроль со стороны избирателей и повышать уровень ответственности правоохранителей.

Эффективность борьбы с преступностью является одним из главных критериев оценки работы полицейских в любом государстве. Во время реформирования крайне важно уделить должное внимание криминальному блоку, а также повысить качество проведения следствия и дознания. Сейчас нагрузка на следователя в среднем составляет более 200 дел, что не позволяет должным образом расследовать материалы уголовных производств.

Ключевой профессиональной ценностью полицейского должна быть реализация своего призвания – гордость за то, что он защищает граждан от преступников. Предотвращение и раскрытие преступлений должны стать делом их чести, только в этом случае людей в погонах будет уважать общество и оказывать им доверие.

Реформирование в виде безрезультатного процесса, очевидно, полностью устраивает политическое руководство МВД. Разноплановые пилотные проекты и эксперименты приносят скоротечные имиджевые дивиденды, а к лучшему пока никто не стремится. В условиях коротких политических циклов это является вполне понятным, так как системные изменения привели бы к разрушению существующих коррупционных схем, которые, по всей видимости, всех устраивают.

Как показала практика, создание новой, эффективно функционирующей правоохранительной структуры благодаря революциям и народным люстрациям непозволительно. Необходимо как можно скорее уходить от эмоционального и демонстративного уровня решения проблем, а руководствоваться исключительно законами и здравым смыслом, иначе в системе будет продолжаться хаос.

Автор: Оксана Ищенко


  Следите за нами в Telegram  



  •   5-08-2019, 17:51
  •   Gin
  •   3 974

ПОСЛЕДНЕЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
  • По рейтингу
  • Читаемое
Мы в соцсетях
  • Facebook
  • Twitter