Гугл убивает твой мозг! Или нет?

Влияние интернета на мозг

Наверняка вам когда-либо задавали вопрос, ответ на который вы не знаете или в котором не уверены. Вероятно, вы доставали телефон из кармана, открывали поисковую систему и через несколько секунд получали ответ, не так ли?

Современная зависимость от интернета побудила многих психологов изучить вопрос, каково влияние мировой паутины на мозг человека, в частности, как это отражается на нашей с вами памяти.

В 2011 году Дэниел М. Вегнер - известный социальный психолог - опубликовал статью «Влияние Google на память: когнитивные последствия получения информации». Он утверждал, что с растущей зависимостью от интернета мы обычно помним меньше фактов и гораздо меньше информации, чем в доинтернетную эпоху.

Действительно, с точки зрения нашего мозга, нажатие на кнопку поиска Google является гораздо лучшим и более эффективным способом получения знаний, чем попытка сохранить эту информацию в нашей долговременной памяти.

Интернет становится нашим собственным USB-накопителем
Это явление известно как транзакционная память, гипотеза, предложенная самим Вегнером и определенная как механизм, в котором мы кодируем, храним и извлекаем информацию. Как объяснил Вегнер в своем исследовании: «Это сеть памяти, где вам не нужно помнить все в мире самостоятельно, вы просто должны помнить, кто знает это». Таким образом, интернет становится нашим собственным USB-накопителем. 

Мы можем положиться на поисковую систему, которая предоставит нам необходимую информацию в любое время и в любом месте, не тратя место на ее хранение в нашем мозгу. Это эволюционное совершенство. Не полагаться на информацию в Интернете - это все равно, что тратить 15 ГБ памяти на телефоне для хранения фотографий, когда вы можете спокойно загрузить фотографии в облако и получать к ним доступ в любое время и в любом месте (конечно же, при наличии Wi-Fi или мобильного интернета). 

Влияние интернета на мозг
Исследования Вегнера
Во время своего исследования Вегнер провел несколько экспериментов, чтобы изучить эффекты транзакционной памяти. В одном из них участников попросили внести в компьютер ряд несвязанных фактов. После чего повторить их по памяти. Половине участников сказали, что их напечатанные факты будут сохранены на компьютере, а другой половине сказали, что их факты будут стерты после написания. 

Результаты соответствовали явлению транзакционной памяти: участники, которые думали, что у них будет доступ к их напечатанным фактам, вспомнили меньше фактов, чем те, кому сказали, что их тексты будут удалены.

Еще в одном эксперименте участники вводили в компьютер ряд текстов, как и в предыдущем варианте, за исключением того, что на этот раз участникам было показано, в какой именно папке будет сохранена эта информация. Когда после этого их попросили вспомнить и местоположение папки, и информацию в ней, большая часть участников без труда находили папку, но мало кто предоставил полную информацию в ней.

Эти эксперименты показали тенденцию к внешнему хранилищу, чтобы помнить все меньше и меньше, но при этом знать где все это можно достать.

Влияние интернета на мозг

Последствия экспериментов Вегнера
Может показаться, что это неизбежный кризис для человечества - скоро интернет нанесет урон мыслителям и ученым следующего поколения, учитывая, сколько информации будет выгружено из человеческого мозга. Но стремимся вас успокоить - это не первый случай в нашей истории, где мы претерпели радикальные изменения в способе хранения информации.

Когда люди впервые изобрели письменность более 5000 лет назад, это напоминало протоинтернет. Вместо того чтобы полагаться на свою память, люди могли хранить информацию на пергаменте. Перенос этой памяти из мозга на пергамент сделал информацию доступной, когда в этом была необходимость, но она больше не занимала активную часть разума людей.

Возьмите более свежий пример: калькуляторы. В 80-90-х годах большинству школьников строго запрещали использовать калькуляторы на математических уроках. Перенесемся в настоящее, где калькуляторы используются повсеместно в большинстве учебных заведений. Вероятно, это позволяет ученикам развивать творческую линию их математических умов, вместо того чтобы решать скучные вычислительные задачи.

Таким образом происходит автоматизация того, что мы уже знаем, чтобы мы могли сосредоточиться на том, чего мы не знаем, позволяя информации в нашем мозгу быть по-настоящему важной и полезной для нас.

Конечно, только потому, что мы можем положиться на Google, не означает, что наш мозг автоматически развивается настолько, чтобы отфильтровывать все части бесполезной информации. Некоторые даже утверждают, что такая природа технологий не помогает, а ухудшает работу мозга, который не является роботизированным.

Это объясняется физиологией мозга, ориентированного на совокупность различных факторов, которые влияют на то, какие воспоминания удерживаются в долговременной памяти, а какие - в краткосрочной.

Что касается того, позволит ли передача огромного количества информации из нашего мозга поисковым системам в конечном итоге повлиять на наши навыки критического мышления и логические рассуждения, покажет только время.



  Следите за нами в Telegram  



  •   14-09-2019, 10:37
  •   Gin
  •   301

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
диквл Ani Lady Shop