Реформирование прокуратуры: останется ли законность безнадзорной?


Генеральный прокурор Руслан Рябошапка вывел всех сотрудников центрального аппарата Генпрокуратуры за штат и уволил руководителей прокуратур Житомирской, Винницкой, Одесской, Черкасской областей. Кроме этого, Рябошапка приостановил до 2021 года деятельность органов прокурорского самоуправления, а также стоит на пути ликвидации военной прокуратуры, уволив главного военного прокурора Анатолия Матиоса

Руслан Рябошапка в ближайшее время планирует назначить своих заместителей. Имя одного из них он уже озвучил – это Виталий Касько.

Виталий Касько

Для справки:
Виталий Касько 1976 года рождения, работу в органах прокуратуры начал с 1998 года, дважды ее покидал и восстанавливался.
В 2014 году был назначен заместителем генерального прокурора Украины Виктора Шокина, в 2016 году ушел с этой должности в отставку. В этом же году ГПУ сообщила Виталию Касько о подозрении в мошенничестве на получение служебных квартир и вручила ходатайство о заключении под стражу, суд Киева отказался его арестовать и избрал меру пресечения в виде личного обязательства. 

После ухода из ГПУ Касько занимался адвокатской практикой и экспертной деятельностью в сфере уголовной юстиции.

В 2014 году работник прокуратуры Виталий Касько, задекларировал доходы, общая сумма которых составляла 483 144,00 грн, доход от передачи в аренду - 175 400 грн, материальная помощь - 18 270. Согласно декларации общая площадь земельных участков составляла 1 819 м², квартиры - 155 м², объектов незавершенного строительства – 265, 2 м². Согласно декларации, поданной в 2017 году после увольнения из ГПУ, к указанному ранее имуществу прибавились еще денежные активы: 1 752 896 UAH и 32 700 EUR.

Согласно информации в декларации, поданной 04.09.2019, кандидат на должность первого заместителя Генерального прокурора Виталий Касько в 2018 году купил элитный внедорожник Mercedes-Benz GLC 250 D за 1 680 614 гривен. Зарплата составила 2 265 007 гривен, медицинская страховка – 1 783 968 гривен, 20 616 гривен - страховые выплаты, доход от предпринимательской деятельности - 1 312 867 гривен, проценты от депозитов в банках – 5 682 гривен и 300 гривен страховки за границей. На депозитах в банках он хранит 146 174 гривен и 110 000 евро и 800 000 долларов.

Итак, новый Генеральный прокурор взялся за реформирование ведомства. Он выбрал стандартный для представителей украинской власти путь – массовой чистки и назначения своей команды, один из представителей которой уже имеет сомнительную репутацию. Вероятно, на очереди будут стоять изменения нормативных документов на свой лад. Ведь, как известно, с приходом нового президента изменяются нормы Конституции и законы, а новых руководителей государственных структур - ведомственные правовые акты. В Украине это уже стало тенденцией.

Стоит отметить, что действия нового главы ГПУ одобрены и нашли поддержку со стороны американских сенаторов Рона Джонсона и Криса Мэрфи, которые начали свой визит в Киев со встречи с Русланом Рябошапкой.

Рон Джонсон, Крис Мєрфи, Руслан Рябошапка

В Украине слово «реформа» стало одним из наиболее употребляемых понятий, которым руководство органов государственной власти пытается внушить обществу обещание позитивных перемен. Людям предлагается «еще немного потерпеть», и в скором времени произойдут изменения к лучшему. Однако проходят годы, а жизнь украинцев становиться еще сложнее, обещанной правовой защиты они так и не находят.

Реформирование института прокуратуры имеет свою давнюю историю, Украина взяла на себя обязательства по ее осуществлению еще в 1995 году, когда вступила в Совет Европы. Однако видимых результатов достигнуто не было, система дала сбой еще на стадии определения функций и проведения конкурсного отбора ее сотрудников. Принятие закона «О прокуратуре» предполагало лишение ведомства функции общего надзора, что существенно изменило ее статус и роль в  механизме государственного управления, а также создание обновлённых подразделений местного уровня, которое, как показало время, превратилось в перетасовку старой прокурорской колоды.

Несомненно, ГПУ и ее структурные подразделения нуждаются в переменах, а их ряды - в кадровой чистке от недобропорядочных сотрудников. Однако проводить реорганизацию необходимо с учетом исторического опыта и применением метода аналогий.

Проект закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мероприятий по реформированию органов прокуратуры», поданный президентом, свидетельствует о том, что основной задачей новой власти является не просто «очищение» прокуратуры, но и уничтожение основного рядового прокурорского состава. Это предполагает очередное прохождение аттестации, тестирований, собеседований, которые сотрудники прокуратуры несколько лет назад уже проходили. Забросив на несколько месяцев расследование производств, они готовились к тестам, состоящим из 5 тысяч бессмысленных вопросов, большинство из которых не имели никакого отношения к их профессиональной деятельности.

Результатом аттестации стало массовое увольнение сотрудников и такое же масштабное их восстановление в должности по суду. Это же касалось и высшего руководства, если вспомнить ситуацию, связанную со Святославом Пискуном, который дважды восстанавливался в должности генпрокурора по решению суда. Он три раза назначался генеральным прокурором: с 2002 по 2003 год; с 2004 по 2005 год; с апреля по май в 2007 году. Последний раз был уволен на основании совмещения должности генпрокурора с депутатской деятельностью, что привело к обострению политического кризиса и втягивания в конфликт силовых структур - спецподразделения МВД «Беркут», «Титана», управления государственной охраны и внутренних войск.

В результате предыдущих кадровых новаций были сокращены сотрудники районных прокуратур, при этом центральный аппарат почти весь остался на месте. Примечательно, что прокуроры областных прокуратур и ГПУ при аттестации тестирования избежали. И что характерно, факты коррупции в прокуратуре, выявленные СБУ и НАБУ после кадровой чистки, касались именно их.

Сейчас новые реформаторы хотят еще больше сократить численный состав прокуратуры на 5 тысяч человек - с 15000 до 10000. Разумно ли это с учетом того, что сейчас нагрузка на одного прокурора достигает: в местных прокуратурах м. Киева - до 600 производств в год, в других городах - 350 – 500? Каким впоследствии будет качество работы при еще большем увеличении нагрузки?

Оставшиеся прокуроры местных прокуратур являются специалистами своего дела, в большинстве случаев со стажем 5-10 лет, которые пришли в прокуратуру честно работать. Новое реформирование опять коснется сотрудников низового звена прокуроров - «рабочих лошадок» местных прокуратур. При этом предстоящее сокращение выбрасывает на обочину 5 тысяч прокуроров, а будут ли пришедшие им на смену новые кадры такими же профессионалами - вопрос спорный. Достижение прокурором необходимого профессионального уровня занимает в среднем 7 лет, однако нынешний глава ГПУ с помощью тренинговых центров хочет готовить новых, чуждых системе людей, в течение не более 3-х месяцев. За такой срок готовят нынешних патрульных полицейских, результаты работы которых не перестают возмущать общественность.

В данное время в ожидании предстоящих в ведомстве перемен выведенные за штат сотрудники прокуратур ищут любые пути для того, чтобы не потерять рабочее место. Для этого они идут по давно проторенному пути – массово уходят на больничные и в декретный отпуск по уходу за ребенком. То есть, вместо того, чтобы чувствовать защиту и поддержу со стороны государства, они вынуждены искать варианты, хитрить и изворачиваться.

Кому выгодно, чтобы система прокуратуры деградировала? Конечно же тем, кому нужны дилетанты, которые не смогут квалифицированно расследовать преступления и защищать от произвола граждан. Благодаря этому в стране будет продолжаться беспредел и хаос, а люди и дальше не будут знать, к кому обращаться в случае нарушения их прав. Например, при массовых отравлениях, болезнях, пожарах по вине государственных органов и так далее.

При проведении реформы прокуратуры следует вернуть ей функцию общего надзора, определить место в системе органов государственной власти и закрепить его в Конституции Украины. Ряд экспертов настаивают на том, что прокуратура должна относиться к законодательной власти и быть ее уполномоченным органом. В данное время основания для ее отнесения к законодательной ветви власти отсутствуют, так как она лишена функции общего надзора за исполнением требований законодательных норм. 

В зарубежных странах прокуратуру относят к разным ветвям власти. Например, в США прокуратура входит в состав исполнительной вертикали.  Генеральный прокурор возглавляет министерство юстиции, а прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в государстве и принимаемых в нем законов. В европейских странах прокуратура относится к судебной власти. Так, во Франции прокуроры рассматриваются как защитники общества, поэтому некоторые их должности носят название «генеральных адвокатов».

В процессе реформирования немаловажным также является вопрос: кто будет расследовать военные преступления, в частности, на Донбассе, если военную прокуратуру ликвидируют? При решении этого вопроса новому руководству Генпрокуратуры следует помнить о том, что, начиная с 2014 года, военные следователи и прокуроры привлекли к уголовной ответственности за ведение агрессивной войны 263 человека, среди которых 68 граждан РФ (из них 21 чиновник, 18 генералов и адмиралов, 18 судей РФ); установили 160 мест незаконного содержания пленных (военнослужащих ВС Украины и гражданского населения); передали в офис прокурора Международного уголовного суда более 1000 страниц доказательств российской агрессии и совершение ее представителями военных преступлений. Также по результатам представительской деятельности было заявлено исков на сумму почти 3,5 млрд грн, удовлетворено - на сумму почти 2,5 млрд грн, предупреждена незаконная реализация государственных предприятий на сумму 52 млн грн, возвращено мобилизационных резервов на сумму 140 млн грн; возвращено 77 тыс. гектаров земель стоимостью 2 млрд грн. Кроме этого, в суд направлено 1300 обвинительных актов по коррупционным преступлениям. При этом численность военных прокуроров составляет 6% от общего количества прокуроров, в то же время 75% обвинительных актов в отношении преступлений соответствующей подследственности было направлено в суд именно военными прокурорами.

Экс-глава военной прокуратуры Анатолий Матиос направил Генеральному прокурору Руслану Рябошапке рапорт по поводу негативных последствий в случае, если ликвидируют подразделение. Текст его попал в редакцию ИА «ФАКТ»:
















«Военная прокуратура нужна, и еще нужно создать военные трибуналы. Не может страна и воюющая, и не воюющая, пользоваться общегражданскими и другими нормами закона, когда идет война. И судьи, рассматривающие гражданские дела не могут рассматривать дела о военных преступлениях. Они в этом не осведомлены, это должны делать специалисты. Ликвидируют военную прокуратуру - никто ничего не будет вести, расследовать», - такое мнение выразил бывший Генеральный прокурор Святослав Пискун.

Военные преступления требуют особого подхода к расследованию, поэтому мерить их стандартами гражданского правосудия невозможно. Система военной юстиции действует во многих европейских странах, а также США, Израиле, Канаде. Их опыт показывает, что универсальной модели военной юстиции не существует, но в целом органы, занимающиеся расследованиями и правовой оценкой военных преступлений, имеются во многих странах.

В данное время одной из самых острых проблем правоохранительной деятельности является стремительное ухудшение криминогенной ситуации в Украине, разгул и безнаказанность криминалитета, и, как результат, - беззащитность граждан, нарушение их права на защиту. Наше государство стремительно опускается до уровня наиболее криминогенных стран мира: согласно международному рейтингу самых безопасных для жизни стран Украина занимает 156 место из 163, находясь между Центральной Африканской Республикой и Суданом. По этому показателю нашу страну опередили Замбия, Уганда, Ямайка, Малави. 

Реформирование прокуратуры нельзя проводить без предварительного прогнозирования и глубокого анализа, учета предыдущих ошибок, широкого общественного обсуждения с привлечением авторитетных экспертов, ученых и практиков. Этот процесс должен совпадать с интересами украинских граждан, а также бережно сохранять наработанный опыт раскрытия и расследования преступлений.

Остается надежда на то, что Президент Украины и руководство Генеральной прокуратуры не будут следовать штампам прошлого в вопросах реформирования ведомства. Вдумчивое внедрение новых подходов с учетом прошлого опыта  должны избавить систему от хаоса и обеспечить украинцам действенную защиту их конституционных прав. Кадровая чистка рядов прокуратуры должна избавить ее от дискредитировавших себя сотрудников, но при этом максимально не только сохранить, но и укрепить рабочий костяк профессионалов.

Автор: Оксана Ищенко

Также читайте публикации по теме:
В Украине могут ликвидировать военную прокуратуру
Новации, ожидающие прокуратуру
Офис президента создаст Офис генпрокурора



  Следите за нами в Telegram  



  •   5-09-2019, 21:51
  •   Gin
  •   621

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
диквл Ani Lady Shop