Офис президента создаст Офис генпрокурора


Обложка статьи

В Офисе президента и партии «Слуга народа» планируют «переформатировать» Генеральную прокуратуру Украины в Офис Генпрокурора. Также стоит на очереди ликвидация военной прокуратуры и органов прокурорского самоуправления - Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров и Совета прокуроров, созданные согласно требований международных экспертов. Эти структуры занимаются кадровыми вопросами, и дисциплинарной практикой. Кроме этого, планируется переименовать региональные подразделения прокуратуры в офисы региональных прокуроров, а местные – в окружные прокуратуры. 

О целях и вероятных последствиях нововведений в прокуратуре читайте в анализе ИА «ФАКТ».

В 2019 году исполнилось пять лет со дня принятия Закона Украины «О прокуратуре». За это время прокуратура потеряла многие свои функции и превратилась из некогда мощной структуры в рядовой правоохранительный орган, занимающийся процессуальным руководством в уголовных производствах.

Потеряв свою основную функцию – общего надзора, за прокуратурой оставили хоть и важные, но второстепенные функции: поддержание государственного обвинения в судах, представительство интересов граждан или государства в суде, надзор за соблюдением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие, надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам,надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы.

Постоянное реформирование, а также изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс Украины, не повлекли за собой реструктуризацию старой системы прокуратуры. В ней так и остались раздутые штаты, многочисленные структурные подразделения с дублирующими функциями. Структура органов прокуратуры нуждается в изменениях, необходимо убрать лишние подразделения, занимающиеся процессуальным руководством под видом узкопрофильной деятельности и объединить или распределить направление процессуального руководства в целом. Предполагаются ли такого рода структурные изменения в будущем Офисе генпрокурора, пока неизвестно.

Существующие в данное время квалификационно-дисциплинарная комиссия и Совет прокуроров призваны были убрать субъективную оценку претендентов на должности и назначать их на конкурсной основе. Однако данный подход срабатывал только лишь на этапе тестирования, ведь далее при собеседовании кандидата на должность все равно субъективно оценивали члены комиссии - сотрудники прокуратуры, находящиеся в зависимости от своего руководства. Отметим, что в зарубежных странах должность прокурора является выборной, при этом для эффективности работы подчиненных он их сам себе отбирает. По какому принципу будет осуществляться кадровая политика в Офисе генпрокурора, тоже пока остается непонятным.

По мнению реформаторов Офиса президента, переформатирование прокуратуры повлечет за собой «чистку» ее кадрового состава. Откуда при этом будут браться новые кадры с незапятнанной репутацией, ответа пока нет.

Нужна ли ликвидация военной прокуратуры с ее нынешними полномочиями во время военного конфликта на Востоке Украины? 

«Считаем неприемлемыми заявления о ненужности военной прокуратуры, обусловленные поверхностным представлением о ее деятельности. Надеемся, что очередные реформы будут конструктивными и обдуманными, лишенными чьих-либо заказов, упакованных в реформаторскую обертку с бантиком. Война еще не всех вылечила», – сказано в заявлении военных прокуроров, узнавших о ликвидации подразделения. 

По мнению экспертов, в команде президента не хотят видеть неконтролируемого главного военного прокурора Анатолия Матиоса.

"В данное время непонятно, кто сейчас является главным, если речь идет о зоне ООС: Юрий Луценко или Анатолий Матиос. Должен быть один – Генеральный. Если нет военного суда, как в таком случае может существовать военная прокуратура?", - комментирует Вадим Карасев.


Ликвидация военной прокуратуры является поспешным решением, ведь Офис президента не представил общей концепции видения органов прокуратуры в целом. До тех пор, пока в Украине идет военный конфликт на Донбассе, военная прокуратура необходима. 

Заявление о том, что всех без исключения прокуроров нужно «почистить» и что лучшими людьми в этой структуре будут те, которые не имеют опыта работы, также являются ошибочными. Примером этому может служить так называемая реформа полиции, в которую набрали непрофессионалов с сомнительной репутацией. Что из этого получилось, увидели все.Сейчас сложно найти знающего юриста на ту зарплату, которую платят в прокуратуре. Кто в таком случае будет учить новых сотрудников?

Следует отметить, что в Украине практически незаметно прошла новость, озвученная первым помощником Владимира Зеленского Сергеем Шефиром о том, что работники Офиса президента не будут подавать электронных деклараций. 

«Офис президента - это патронатная служба. Да, это хороший шаг. Но, если мы не обязаны, почему должны это делать? Заполнение декларации - достаточно сложный процесс. Наблюдая за тем, как это делал Зеленский, я приходил в ужас. И не дай Бог где-то ошибешься, хотя и ничего не намеревался прятать. Это очень неприятная процедура», - заявил Шефир. 

Примечательно, что антикоррупционеры-грантоеды, которые так активно боролись за декларации, сейчас почему-то молчат по этому поводу.

Будут ли сотрудники Офиса генпрокурора подавать декларации?
Возможно в Офисе президента и вероятный претендент на должность главы Офиса генпрокурора Руслан Рябошапка конкретизируют свои планы, но пока вопросов больше, чем ответов. 

Владимир Зеленский нашел причину для увольнения Генерального прокурора Юрия Луценко и внес соответствующее представление в Верховную Раду, согласно которому «Луценко Юрий Витальевич не отвечает установленным Законом Украины «О прокуратуре» требованиям к Генеральному прокурору Украины, а поэтому не может находиться на этом посту, а его назначение на должность произошло с нарушением Конституции Украины и Закона Украины «О прокуратуре». Заметим, что согласно этого закона функционирование Офиса генпрокурора и его главы в нем не предусмотрены. То есть, необходимо, прежде всего, изменить законодательство, однако в Офисе президента об этом речи пока не ведется, что уже является парадоксом.

Руслан Рябошапка

Кто такой Руслан Рябошапка и насколько он отвечает установленным Законом Украины «О прокуратуре» требованиям к своей будущей должности? 

Руслан Рябошапка сейчас занимает должность заместителя главы Офиса Президента, отвечая за правовой блок и отношения главы государства с судами. В команду Президента Украины Владимира Зеленского его привел глава Офиса Президента Андрей Богдан. 

Высшее юридическое образование Рябошапка получил в несуществующем в данное время частном украинско-израильском Международном Соломоновом Университете. После окончания ВУЗа он работал на различных должностях в Государственном департаменте по вопросам исполнения наказаний и Министерстве юстиции. В Минюсте возглавлял Департамент законодательства о правосудии, правоохранительной деятельности и антикоррупционной политике.

В 2010 году Рябошапка был назначен директором Бюро по вопросам антикоррупционной политики Секретариата Кабинета Министров, возглавляемого Николаем Азаровым. После ликвидации бюро работал заместителем руководителя Департамента юридического обеспечения аппарата Кабмина. 

После Евромайдана Рябошапка ушел из правительства Азарова в неправительственную организацию Transparency International Украина, где полгода занимался антикоррупционными вопросами. Затем работал заместителем министра юстиции Павла Петренко, после чего уволился.
В 2016 году Рябошапка стал членом Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, но в 2017 году он уволился оттуда с громким скандалом, обвинив главу Наталью Корчак в неэффективной работе, нежелании решать проблемы агентства.

Не смотря на назначение в Офис президента,последний раз Руслан Рябошапка подавал электронную декларацию в марте 2018 года. Согласно документа, у заместителя главы Офиса президента собственной недвижимости нет, все зарегистрировано на его жену Братовщук Олесю:

- квартира площадью 150 квадратных метров в элитном селе Новые Петровцы на Киевщине (совладелица);
- земельный участок площадью 318 квадратных метров в селе Новые Петровцы на Киевщине (совладелица);
- жилой дом во Франции площадью 145 метров квадратных;
- земельный участок площадью 440 квадратных метров во Франции.

Зарплата, которую Рябошапка получал в Национальном агентстве по предупреждению коррупции, составила 414 тысяч 147 гривен. Зарплата его жены, работающей в Европейском суде, составляет около 3 миллиона гривен. Дети Руслана Рябошапки вместе с его женой живут в Страсбурге, все они являются гражданами Франции.

Известно, что Руслан Рябошапка, находясь на должности члена Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, подозревался в коррупции, в связи с чем было возбуждено уголовное дело. Он получил нелегитимный перевод на банковскую карту в размере 270 000 гривен. Источником денег стал фонд «Программа развития ООН в Украине» (ПРООН), а целью платежа – «пополнение счета». Однако эти деньги отсутствовали в Декларации о его доходах. Об этом факте правоохранительным органам сообщил народный депутат от БПП Иван Винник.  

Позже Генпрокуратура закрыла дело «в связи с отсутствием уголовного проступка в деяниях Рябошапки».

Позиция Руслана Рябошапки, озвученная в еговыступлениях:

  • Лучше всего ликвидировать Генеральную прокуратуру как орган, а ее основную функцию – государственное обвинение – передать Минюсту.
  • Генерального прокурора необходимо сменить.
  • ГПУ должен возглавить не политик, а профессионал с высшим юридическим образованием и соответствующим стажем работы в правоохранительных органах.
  • В правоохранительных органах должны работать профессионалы, которые будут знать не только, как и что делать, но и те, которые могут сказать «нет» таким олигархам, как Коломойский, Ахметов, Порошенко.  
  • Систему прокуратуры невозможно реформировать, поэтому необходимо провести «кадровое очищение». В прокуратуру нужно набрать новых сотрудников, как в патрульную полицию. 
  • Реформа Национальной полиции началась неплохо, однако многие факторы привели к тому, что процесс замедлился.

Исходя из послужного списка, Руслан Рябошапка, сетующий за опытных и профессиональных руководителей, проработал в сфере коррупции более 15 лет и особыми успехами не отличился. При этом опыта «полевой» борьбы как в прокуратуре, так и других правоохранительных органах у будущего главы Офиса генпрокурора нет, он никого не задерживал и не расследовал ни одного дела. Сможет ли провести эффективное реформирование органов прокуратуры данная кандидатура, нацеленная идти по пути реформирования полиции и не имеющая практического опыта работы в правоохранительных органах?  Сомнительно.

Реформы в Украине нужны и важны, но не в отдельных органах, а в правоохранительной и судебной системах в целом.Вопросы организации работы прокуратуры, модели ее функционирования, кадрового состава требуют глубокого анализа, концептуального видения, и соответствующего правового урегулирования. Только в этом случае весь правоохранительный механизм заработает по предназначению. 

Хочется надеяться, что действующая власть поступит именно так, а не в очередной раз проведет «фасадную реформу» (как это было в МВД), лишь переименовав подразделения, и набрав в штат случайных людей.В процессе реформ главное - не развалить правоохранительную систему. Ведь в последние годы наблюдается тенденция перманентного состояния реформирования всех сфер украинского общества, вот только украинцы позитивные изменения пока не чувствуют.


  Следите за нами в Telegram  



  •   28-08-2019, 18:34
  •   Gin
  •   242

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
диквл Ani Lady Shop