"Едет маршрутка, как большая собачья будка..."


Поездка в наших маршрутках является настоящим испытанием для большей части украинского населения. О них давно уже сочиняют анекдоты и поют песни. Так, лидер группы «Скрябин» Кузьма в свое время написал: «Едет маршрутка, как большая собачья будка...».


На самом деле ситуация далеко не смешная… Куда бы мы не отправлялись, в большинстве случаев невозможно обойтись без общественного транспорта. Однако около 90% наших граждан, не осчастливленных собственным авто, все чаще жалуются на нечеловеческие условия поездок, давку, большие интервалы между ними, ненадлежащее качество обслуживания со стороны перевозчиков, аварийное состояние транспорта, хамское поведение, нарушение техники безопасности, курение, запах перегара, разговоры по мобильному телефону и сбор денег водителями на ходу, их драки с льготниками и отказ везти эту категорию граждан. Кроме этого, водители маршрутных автобусов нарушают ПДД, совершая опасные маневры на дорогах, обгоняют муниципальный транспорт, чтобы перехватить пассажиров.

Беспредел водителей дошел до того, что в январе 2019 года в Житомирской области один из них выгнал из маршрутки девушку, которая забыла кошелек дома. Водитель высадил ее в 20 градусный мороз, прямо на трассе между двумя населенными пунктами, в районе леса. Девочка шла в направлении к дому, но заблудилась в лесу и замерзла насмерть.

В Кременце недавно разгорелся скандал вокруг водителя маршрутки, который выставил на мороз двух сирот, у которых не нашлось денег на проезд. «Они не один раз жаловались мне, что водители унижают их, и не хотят пускать в автобус. Даже не открывали двери. А вот сегодня их водитель выгнал из автобуса, как бездомных собак, выставил за двери на мороз», -  сообщила родственница потерпевших. Также и в Славянске Донецкой области водитель автобуса отказался везти 18-летнего сироту, который имел при себе удостоверение. Когда молодой человек пригрозил вызвать полицию, шофер начал его душить и силой выгнал на улицу. 
 
24 февраля водитель маршрутки выгнал детей на мороз во Львове после того, как они не показали ученические билеты. История закончилась тем, что разгневанный отец детей избил водителя.

Немного ранее в Харькове на улице Полтавский шлях из-за неисправных дверей на большой скорости из маршрутки выпал мужчина, в результате чего получил множественные травмы.

Соцсети пестрят возмущенными постами украинцев: «Какой отбор кандидатов существует на сегодняшний день в многочисленных ЧП, ИП «Рога и Копыта», занимающихся извозом?», «Кто контролирует профессиональный уровень водителей?», «Ежедневные гонки на улицах города между водителями автобусов порядком поднадоели и пугают немало, они нарушают ПДД, создавая аварийные ситуации...», «Однако возят-то они не дрова! Водитель маршрутки, одной рукой всегда держит мобильный, по которому живенько так рассказывает что-нибудь, или решает домашние проблемы, через динамики слышится традиционно какой-нибудь «гоп-стоп» или еще какая ересь уркагансого разливу, что на мой взгляд просто издевательство над пассажирами - самоходными червонцами, по мнению как хозяев, так и работников дурацких этих контор «Эх прокачу», «Скотовозки» Киева (и иных городов) повергают в эстетический шок и подрывают веру в человечество».

В конце 2018 года жители города Харьков решили отказаться от маршруток. Петицию о ликвидации маршрутных автобусов подписали около 5 тысяч человек за месяц, в данное время она находится на рассмотрении городского совета. В других городах Украины также жители настаивают на том, чтобы убрать маршрутки с дорог. 

В ответ на жалобы пассажиров перевозчики возмущаются дефицитом водителей, а также бесплатным проездом большого количества льготников и пенсионеров в то время как дорожает бензин, солярка, техосмотр и прочее. В свою очередь, водители жалуются на низкую зарплату и 15-часовой рабочий день в нарушение норм КЗОТа. Однако никто из них не говорит о неконтролируемой оплате за проезд, что приводит к скрытию от государства налогов. Владельцы маршруток, которые работают исключительно на себя, ежемесячно платят налоги по упрощенной системе налогообложения. При этом большинство из них избегают уплаты общего налога в местный бюджет, чем вносят свой вклад в теневую экономику. Без аудита пассажиропотока невозможно определить количество полученной прибыли, а также определить процент дохода, который должен облагаться налогом. Это значит, что государственный бюджет регулярно недополучает немалые средства, которые можно было бы направить на модернизацию старого транспорта или покупку нового.

Новый календарный год принес очередное повышение цен на проезд: с 5-6 до 9 гривен. И это, как говорят перевозчики, еще не предел. Как видим, цены растут, но это не предполагает какого-либо улучшения качества предоставляемого сервиса. Разницу между старой и новой ценой по умолчанию поглощает все тот же перевозчик якобы для того, чтобы оплатить дорожающее топливо. 

В феврале 2018 года правительство приняло постановление о либерализации рынка автобусных перевозок в Украине, что по мнению министра транспорта Владимира Омеляна, приведет к тому, что такое явление как «маршрутка» отойдет в прошлое. «Мы сейчас видим эти маршрутки, которые совершенно не соответствуют никаким требованиям комфорта, безопасности, удобства и сервиса на украинских автодорогах», - заявил Омелян. По его словам, этот рынок искусственно зарегулирован и распределен в результате «кулуарных договоренностей» между властью и перевозчиками.  Прошел год… Как видим, слова министра оказались пустыми и обманчивыми.
Благодаря тому, что все маршрутные автобусы принадлежат частным структурам, государство потеряло над ними управление. Непрозрачные конкурсы позволяют государственным чиновникам отдавать маршруты «своим» владельцам, у которых нет стимулов улучшать качество работы транспорта. Монополия перевозчиков, в свою очередь, приводит к снижению стандартов обслуживания и несоблюдению минимальных требований к перевозке пассажиров.

Конечно, полностью отказаться от маршруток в крупных городах практически невозможно, поэтому необходимо искать компромиссы. Первое, что крайне важно, - следует  ввести государственное регулирование, четко определенную систему оплаты и контроля. Это поможет ликвидировать самовольное изменение тарифов частных перевозчиков. Второе - обязать водителей возить льготников. Третье - обеспечить транспорт пандусами и местами  для людей с инвалидностью. Четвертое -  установить электронное табло со временем отправления и прибытия транспорта, чтобы стимулировать водителей приезжать вовремя. Пятое -  создать единую горячую линию для пассажиров, по которой можно будет звонить в любой момент и сообщать о проблемах.

Как обстоят дела с маршрутками в Европе? В большинстве европейских городов маршрутки вообще отсутствуют, а общественный транспорт представлен комфортными метро, муниципальными автобусами, троллейбусами и трамваями. На все виды транспорта имеется единый билет, время его действия - 1-2 часа. То есть, если нужно добраться до необходимого места с использованием нескольких видов транспорта, приобретается всего один билет. 


Муниципальный автобус в Берлине

Маршрутный автобус в Украине

Никакой давки во всех видах транспорта нет, все остановки оборудованы табло с четким расписанием. «Зайцев» в транспорте также нет, все строго контролируется и в случае отсутствия проездного билета выписываются большие штрафы. Например, в Германии размер штрафов составляет около 40 евро с человека. Причем, никакие объяснения с контролерами не помогут, договорится и заплатить «половину мимо кассы» тоже не удастся - могут привлечь к ответственности за дачу взятки. 

Кроме этого в европейских странах (Люксембург, Эстония) вводится практика отмены платы за общественный транспорт, что позволило многим людям воспользоваться его услугами. В результате это дало возможность уменьшить уровень загрязнения городов вредными веществами, а также разгрузить движение частных автомобилей на городских дорогах.


  Следите за нами в Telegram  



  •   25-02-2019, 16:39
  •   Fact-bot
  •   302

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
Armadatour Ani Lady Shop