Фейки, клоны, бродилки: трендовые технологии нынешних выборов


Технологии влияют на политику. Она становится открытее, мобильнее и, на первый взгляд, человечнее. При этом в ней все меньше правды, но все больше ритуала. Потому что для формирования общественного мнения правда не нужна. Гораздо важнее эмоция – лучше всего негативная. Именно негативные фейковые новости активнее всего ретранслируют пользователи Сети. Политштабам даже ничего не нужно делать. Запостил фейк – и наблюдай, как фолловеры дружно разгоняют его по соцсетям. 

Большинство пользователей с удовольствием репостят чужой контент, будь то новость, стрим-трансляция, видео-обращение или онлайн-игра. Они снабжают его комментариями и смайлами, они вступают в горячие дискуссии с оппонентами, защищая чужой пост как свой собственный продукт. Сеть формирует политическую аудиторию нового – активного -  типа.

Для нее искусственно поддерживается чувство сопричастности к большой политике. Создается убежденность в управлении избирательным процессом. Формируется ощущение политического выбора. То, что все эти чувства и убеждения иллюзорны, думается, объяснять не надо. Важно уяснить, что в эпоху постправды на них есть спрос, который, как известно, рождает предложение. В данном случае предложение тех предвыборных продуктов, которые направляют активной аудитории политтехнологи. 

Нынешняя предвыборная кампания – это уже не столько борды и агитпалатки, которые потенциальные избиратели привычно воспринимают мимоходом, не отрываясь от основных дел. Это продвижение «политики свободного времени», которая предполагает, что активный электорат имеет досуг, чтобы читать, писать, смотреть, играть… Это кампания совершенно новых технологических форм и инструментов, преследующих старые, как мир, политические цели – воздействовать, манипулировать, опускать и очернять. 


Пропаганда возвращается?

Чтобы выигрывать, нужно, прежде всего, играть – говорил А.Энштейн. Видимо, такой подход взяли на вооружение технологи, создавшие онлайн-игры для П.Порошенко. В одной из них игрокам предлагается помочь Петру привести Украину в ЕС, в другой – отлупить реваншистов. На первый взгляд безобидная и не слишком интеллектуальная игрушка.

Но если разобраться – это даже не рекламный, а пропагандистский продукт в чистом виде. Все признаки пропагандистской коммуникации – на лицо: 

- черно-белая картина мира, где есть Герой (Петро), которому противостоит целый пантеон антигероев – пророссийских политиков, к которым в финале игры присоединяются Путин и Патриарх Кирилл;
- «опускание» оппонентов, чье мнение критично для героя;
- четкая маркировка врагов: если о них не напоминать, почитатели героя могут забыть о том, что ему есть с кем сражаться;
- запрограммированность на победу: у Петра – неограниченное число жизней, он в любом случае «приводит Украину в ЕС». 

Пропаганда  во все времена  нуждалась в героях и их победах над злом, даже если потом выяснялось, что никакого подвига не было. Зачем экс-президенту понадобилась героизация себя и демонизация врагов? Об этом манипулятивной технологии лучше всего порассуждать в свете открытых против бывшего гаранта уголовных дел.


Фейк означает ложь

Фейки и вбросы в последнее время стали практически нормальным явлением политической жизни. За них не несут ответственности ни рядовые журналисты, ни именитые политики. Риска никакого, а пользы достаточно много. С помощью фейковой информации можно очернить и запугать оппонента, запутать и привлечь на свою сторону доверчивый электорат. Медиакритическое мышление у наших граждан еще не достаточно сформировано: врядли они станут проводить самостоятельный фактчекинг. Однако есть профессиональные платформы, которые постоянно мониторят политическую риторику и каждый день находят в ней фейковые данные. Из последних разоблачений фактчекинговой платформы «Без брехні»: 

- «страшилка» Ю.Тимошенко на ток-шоу «Оппозиция» о ежегодном сокращении численности населения на 250000 человек;
- фейк О.Ляшко о 70% поддельных медикаментов в Украине;
-  вброс новоиспеченного политика С.Притулы о количестве пропущенных голосований Ю.Тимошенко (78%). 

Кандидаты-клоны

После появления в списке претендентов на президентское кресло Ю.В.Тимошенко – полного тезки леди Ю – клонирование кандидатов с целью оторвать проценты у оппонентов стало трендовым. В мажоритарных округах массово регистрируются «Слуги народа» - ЧП, ООО, а то и просто любители громких метафор, заявляющие о том, что идут в парламент «служить народу». Появляются в списках кандидатов и тезки. Например, в Днепре по 25 округу баллотируются сразу два Загида Красновых – один Владимирович, другой – Геннадьевич. Избиратели вряд ли знают отчество сегоднящнего лидера соцопросов, поэтому у Загида Геннадьевича есть все шансы потерять половину своих голосов, отдав их Загиду Владимировичу. 


Ботофермы

Явление не новое, но прогрессирующее на фоне роста количества Интернет-пользователей.

Начиная примерно с 2007 года, политические партии начали создавать при штабах подразделения, отвечающие за комментирование материалов рейтинговых изданий под фальшивыми никнеймами. Вскоре эта практика была пресечена журналистами, опубликовавшими ряд разоблачительных статей о ботофермах различной партийной принадлежности. Однако сама по себе технология не умерла. Она ушла в соцсети вместе с инструментарием черного пиара. Теперь боты просачиваются в группы политических единомышленников и действуют в соответствии с четко поставленной задачей. Это может быть мгновенный обвал рейтинга оппонента. Или более мягкое воздействие, когда боты сеют сомнения в поступках и фактах биографии политиков, вступают в диалоги сами с собой, чтобы создать иллюзию доминирующего мнения. Даже если у политического противника рухнет всего лишь 2-3% поддержки, это тоже неплохо, потому что, помимо соцсетей в арсенале политтехнологов всегда найдутся и другие инструменты черного пиара. 



  Следите за нами в Telegram  



  •   19-07-2019, 23:30
  •   Gin
  •   240

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
диквл Ani Lady Shop