Слобожанская пастораль: вы бывали на Змиевских кручах?


Решение посетить Змиевские кручи, находящиеся в Харьковской области, возникло сразу же после увиденных в соцсетях фотографий этой фантастической местности и счастливых лиц побывавших там людей.

С северной окраины Харькова наш путь на велосипедах до городского вокзала занял ровно час. Ехали до Московского проспекта, минуя центральную возвышенность Харькова, нелюбимую многими велосипедистами. Выбранная нашими предками с оборонной целью, харьковская возвышенность - классическое место для средневекового города: между двух рек с неприступным ландшафтом, когда еще не было мощных пушек и авиации, делающих бесполезными естественные преграды.
 
На велосипеде можно по-другому взглянуть на местность, по которой тебя возил общественный или личный автотранспорт сотни раз. Особенно нас впечатлил Полтавский Шлях (дорога на Киев), впервые проезжаемый нами на велосипедах: во всем дух старины - и в уютных, «уставших» двухэтажных постройках, и в красивом горизонте, четко просматривающемся между домиков и манящем покинуть город навстречу приключениям. Привокзальная площадь ухожена, красива, со всех ее сторон на работу торопятся работники Южной железной дороги: нарядные, в белом... Вот только вид портили опустившиеся бродяги, лежащие на скамейках в, мягко говоря, неэстетическом виде.

Удивил служащий Нацгвардии, куривший на привокзальной площади неподалеку от нас: мелкий, изобильно татуированный, развязный, разговаривал с девушкой исключительно нецензурно и очень громко. Принадлежность паренька к этой полуармейской, полуполицейской службе можно определить по надписи на спине. Большими буквами там значилось: «Національна гвардія». Подумалось: как он попал туда? Или в гвардию берут всех подряд?!

Пришло время двигаться к перрону мимо касс. 
- Нужно ли платить за велосипеды? - спросил кассиршу. 
- Наверное, да, - любезно ответила женщина. 
- А если сниму колесо? (Пришла мне такая мысль).
- Ну тогда не надо, вы спросите у проверяющих, - посоветовала она.

Наша электричка отправлялась с первой платформы. Проход на нее отдельный от других и через турникеты, прямо от касс. Проверяющие подтвердили, что, сняв одно колесо, за велосипеды можно не платить. А поскольку проезд на электричке подорожал в 2 раза, мы таким образом сэкономили 30 грн. По сути, включив в оплату велотранспорт, проезд за двоих становится по цене почти таким же, как и на своем авто. Поэтому в некотором смысле теряется ощущение простоты и выгоды вело -, электропутешествия.

В вагонах были свободные места, в том числе и сразу возле тамбура. В углу вагона мы легко поставили своих двухколесных друзей. Кстати, возле каждого входа в вагоны дежурили проводницы в белых рубашках. Уточнить время прибытия в Змиев у них не удалось: женщин, и изредка мужчин, «поставили» контролировать соблюдение масочного режима. А если верить одному из пассажиров, столичная «Укрзализныця» нагрянула с проверкой в Харьков. «Контролеры приехали из разных уголков страны, в частности – Одессы», - со знанием дела сказал своей спутнице молодой человек на соседнем сидении.

Подорожавшая в карантин электричка - та же старая добрая беспредельщина: курящие с первой минуты отправления в тамбуре, плохо закрывающиеся двери, бродячие артисты, коммивояжеры, пьяные, матерящиеся пассажиры. Один (немолодой) человек даже декламировал в тамбуре матерные стихи и делал это настолько громко, что его слышали чуть ли не в середине вагона. Никого из работников Южной дороги, постоянно курсировавших по электричке, курящие, ругающиеся и торгующие не интересовали.

За отсутствие масок «никто никого ничего». Разве что железнодорожники заходят в вагон и просят одевать средства защиты. 
Станции объявляют все также нечленораздельно и через раз.


Змиев - в часе езды от Харькова. Основанный чуть раньше областного центра, а возможно под другим названием еще и во времена Киевской Руси, древний Шарукань - город Змея, встретил нас провинциально: утленьким вокзальчиком, отдельно стоял домик-туалет, настолько же ужасный, как и на любом слобожанском полустанке.

- Мы действительно в городе? - подумалось нам.

Сразу от вокзала мы окунулись в торговую активность, в том числе, просто с земли. Вокруг - частный сектор, хотя одну панельную многоэтажку мы заметили. Навигатор велел нам ехать по Железнодорожной к Вишневой, и мы покатили.
Взятые с туристического сайта координаты Змиевских круч вели нас по уже знакомой автомобильной дороге через Змиев во все то же село Задонецкое, известное нам по маршруту к Козачьей горе. Свернув в Задонецком налево, мой спутник окликнул меня уже через 200 метров.

- Аисты!

В гнезде на бетонном столбе электропередач у дороги красовались четыре больших тонконогих бело-черных птицы, ничуть не страшась фоткающихся на их фоне туристов, то есть нас.


Далее, ведя нас грунтовой дорогой, навигатор приближал к Северскому Донцу, вскоре торжественно объявив свою работу законченной... Подняв глаза и устремив свой взор над открывающейся возвышенностью, мы поняли: от искомого места нас отделяет не только река, но и подъем: круча со стреловидным знаком (вероятно, свидетельство самой высокой точки) на вершине нависала над нами и казалась недостижимой. 


Вдруг пронзительно закаркало воронье: высоко в небе несколько ворон отгоняли ястреба, видимо, от своего гнезда. Мы стали свидетелями настоящего воздушного боя, точнее бегства хищника.

Подойдя к мостику, мы увидели песчаный пляж. А вот на другом берегу нашему взору предстали игровые площадки, уютные беседки и прочие атрибуты отдыха. Первое впечатление - отель, база, пансионат. Знали бы мы, что это Змиевской городской пляж! Но в тот момент для нас это место казалось очень далеким от города. Пройдя вдоль речки, мы приблизились к Круче, нашли тропинку и не без труда взобрались с велосипедами на самую вершину. 

Вот оно! Это красивейшее, наиболее живописное на Харьковщине место! Знак в виде стрелы, лавочка рядом с деревом и тлеющий очаг рядом с растительностью, оставленный нерадивыми посетителями. Сами виды завораживающие и восхитительные: вьющиеся далеко внизу Северский Донец и дорога, по которой мы добирались, сочно зеленые лужайки с пасущимися коровами... В общем, настоящая слобожанская пастораль!


Вдоволь нафотографировавшись и пообедав, мы начали спускаться по неизвестной нам крутой дорогой через реденький лесок. Выехали на трассу в нескольких километрах от Змиева. 

Следующей нашей «точкой сборки» должно было стать городище Гайдары. Буквально через километр мы прибыли по нужным координатам, однако ничего примечательного не обнаружили. Заросший склон - то ли курган, то ли холм. Внизу неказистая доска, оповещающая о Гомольшанских лесах. Снова, въехав в город, мы отправились искать городской пляж. Разговаривая с местными на украинском, получали ответы на русском. Общались на государственном языке только на почте (где не продавалось ни одного информационного материала о Змиеве, даже в виде буклета) и в краеведческом музее, который мы посетили.
 

Вернемся к поискам городского пляжа. Как оказалось, добраться до него проще простого. Нужно все время двигаться по улице Административной. На ней действительно расположены админздания, чередуясь с домиками частного сектора, иногда абсолютно заброшенными или наоборот - довольно шикарными. Например, напротив ухоженного, но скромного и маленького здания местной мэрии расположился огромный роскошный особняк.

Неподалеку можно увидеть оригинальный памятник Тарасу Шевченко, а также Храм «Апостола Иоанна Богослова».


Улица практически упирается в пляж. Подъезжая все ближе к реке, мы стали узнавать местность: каково же было наше удивление, когда мы снова увидели шаткий мостик через Северский Донец. 

Сам пляж вполне можно назвать парком: очень уютным, с шикарными деревянными беседками под камышовой крышей, с лавочками и столиками, заботливо оббитыми цветной клеенкой. Рядом - мангалы, а в беседках присутствуют баночки с солью. Мостик на другой берег Северского Донца шаток, но прелестен: переход по деревянным доскам дарит новые ощущения и придает оригинальности этому месту, где много пляжных локаций, детские площадки, турники, места для отдыха и неповторимая река - освежающая, чистая, прекрасная и свободная.

Возвращаясь обратно, мы словили себя на мысли: как было бы здорово променять суетливый Харьков на такой уютный городок. Благо, заброшенных участков неподалеку от реки в избытке. Даже рядом с «правительственными» зданиями.

Уважаемые читатели, не ленитесь менять обстановку, в том числе, и «транспортную»: заряжайте смартфоны, берите «пауэрбанки» и смело путешествуйте близкими вам маршрутами, ведь это познавательно, полезно и доступно!


  Следите за нами в Telegram  



  •   27-07-2020, 20:36
  •   oksy
  •   644

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
Armadatour Ani Lady Shop