Новый законопроект о люстрации: успех или профанация?

Новый законопроект о люстрации: успех или профанация?

Министерство юстиции Украины разработало новый законопроект о люстрации, согласно которому существенно изменится процедура люстрации. 

На своей странице в Facebook министр юстиции Денис Малюська сообщил:

«Министерство юстиции разработало законопроект, который существенно меняет процедуру люстрации. Этот проект закона разработан во исполнение рекомендаций ЕСПЧ и «Венецианской комиссии». Он не отменяет люстрации совсем, но сужает круг лиц, которые под нее подпадают. Так, «автоматическое» очищение предлагается оставить, но только в отношении топ-чиновников, например, членов правительства времен президентства Виктора Януковича.

Другие бывшие представители власти получат право отменить наложенные на них ограничения. Для этого планируется создать специальный орган - Комиссию, которая будет рассматривать заявления люстрированных и будет решать, законно ли они попали под масштабное очищение власти. В состав Комиссии будут входить шесть человек. Половина - представители, назначенные Кабинетом министров, остальные - общественные активисты, отобранные путем рейтингового интернет-голосования».


Скриншот из Facebook

Согласно законопроекту, рассмотрение комиссией жалобы люстрированного чиновника будет обязательным условием получения им возмещения вреда, которое будет составлять не более 200 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть, 3400 грн. При этом решение комиссии о возмещении вреда за время вынужденного прогула  будет определяться в размере не более разницы среднего заработка в должности, которую заявитель занимал до принятия решения об установлении люстрационных запретов за все время вынужденного прогула, и доходом, полученным по трудовому договору (гражданско-правовому договору), доходом, полученным от осуществления предпринимательской деятельности (независимой профессиональной деятельности), пенсией и другими видами доходов (официально подтвержденными) за все время вынужденного прогула до дня принятия решения Комиссии о возмещении.

Если размер доходов люстрированного лица после его увольнения был больше размера его среднего заработка в должности, на которой находился раньше, комиссия будет принимать решение об отказе в возмещении вреда за время вынужденного прогула. Возмещение вреда в соответствии с решением Комиссии осуществляется Казначейством за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете на соответствующие цели.

Законопроект также предусматривает - в случае невозможности восстановления лица в должности вследствие ее сокращения, ликвидации или реорганизации органа государственной власти или государственного предприятия, комиссия будет принимает решение о дополнительном возмещении вреда лицу в размере не более 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан (25500 грн).

Вместе с тем, в законопроекте остается запрет на работу в органах государственной власти для бывших сотрудников КГБ. В данное время это имеет непосредственное отношение к сотрудникам СБУ и Госпогранслужбы, учившихся и служивших в структурах этого ведомства, при этом они смогут оспорить эту санкцию в люстрационной комиссии.

В целом, после принятия нового закона, заявления в комиссию смогут подавать не только экс-чиновники, числящиеся в Едином государственном реестре люстрированных лиц, но и все, кто подпадает под действие закона «Об очищении власти», однако доступ к реестру станет закрытым.

Как известно, Европейский суд по правам человека признал закон «Об очищении власти», согласно которому предусматривается автоматическое увольнение и 10 лет запрета на занятие должностей в государственных органах, таким, который нарушает Конвенцию о правах человека. 

Напомним, 20 мая на пресс-конференции Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что настало время изменить закон о люстрации. По его словам, под очистку попали невиновные люди, хотя есть и такие, кому во власть возвращаться нельзя. 

Вероятные последствия принятия законопроекта о люстрации
После принятия в сентябре 2014 года закона об очищении власти (люстрации) в Украине был люстрирован широкий круг министров, руководителей ведомств и других топ-чиновников, работавших более одного года в период «режима Януковича», среди которых было много профессионалов. Также под люстрацию попали экс-руководители Коммунистической партии СССР и бывшие сотрудники КГБ.

В данное время согласно данным открытого Единого государственного реестра люстрированных лиц, в их числе значатся около 900 экс-чиновников. Кроме этого, в Министерстве юстиции заявляли, что значительная часть государственного аппарата (а это около 5000 человек), уволились «по собственному желанию», не желая попасть в реестр.

После принятия законопроекта может продолжаться уловка, которой пользуются для того, чтобы восстановленный люстрированный чиновник не смог продолжать работать на должности, которую ранее занимал. Ему будет некуда восстанавливаться из-за переименования ведомств: например, уже нет Генеральной прокуратуры Украины, Администрации президента, многие региональные управления переименованы в главные управления и департаменты.

Кроме этого, имеются сомнения по поводу эффективности вновь созданной люстрационной комиссии, ведь подобная структура уже создавались в 2015 году после принятия закона о восстановлении доверия к судебным органам власти, решения которой были массово обжалованы в судах.

Также могут возникнуть проблемы с формированием самой комиссии, так как в законопроекте нечетко определен ее статус, порядок создания, подотчетность, принципы назначения и ее работы, критерии пересмотра процедуры люстрации и другие вопросы.

Комиссия будет рассматривать заявления люстрированных лиц и решать законность их попадания под очищение власти. Как заявил Денис Малюська, в ее состав будут входить шесть человек: 3 - представители, назначенные Кабинетом министров, и 3 общественных активиста, отобранные путем рейтингового интернет-голосования. Не говоря об объективности его проведения, следует отметить, что комиссия – это не орган досудебного расследования. Каким образом она будет решать, степень «вины» чиновника, работавшего во времена Януковича, если соответствующие уголовные производства еще не завершены, неизвестно.

Во вновь созданную комиссию будет поступать большой массив заявлений от экс-чиновников, поэтому без определенного штата сотрудников она физически не сможет их рассмотреть. На содержание аппарата комиссии понадобится дополнительное финансирование из государственного бюджета, которое не было в нем предусмотрено.

Скорее всего, новая комиссия будет способом показать «западным партнерам», что Министерство юстиции решает вопрос несправедливо люстрированных украинцев, а как это делается, уже другой вопрос.

Не менее важным вопросом для государства будет выплата компенсаций люстрированным лицам, однако в какую сумму этот процесс обойдется госбюджету и откуда будут браться средства, пока неизвестно. Известно лишь то, что суммы будут немалыми. Так, экс-прокурор Вячеслав Полях, победивший в ЕСПЧ, получит от государства компенсацию в сумме 5000 евро, при этом, согласно решению Окружного административного суда Киева, ему выплатят еще около 1,2 млн гривен. Аналогичные решения о компенсациях приняты по десяткам люстрированных лиц, в основном, это касается бывших сотрудников правоохранительных органов. 

Зная это, Денис Малюська предложил установить верхний порог компенсации, который сможет назначить вновь созданная люстрационная комиссия. 

Итак, новый законопроект вызывает много вопросов, неурегулированность которых может привести к огромным потерям из госбюджета, а также предпосылкам создания коррупционных поводов и некомпетентного принятия решений в отношении люстрированных лиц.


  Следите за нами в Telegram  



  •   23-05-2020, 12:24
  •   Gin
  •   112

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
Armadatour Ani Lady Shop