Томос получен: пункт № 3 предвыборной кампании Президента выполнен


Сегодня Константинопольский патриарх Варфоломей подписал Томос для украинской православной церкви. «Томос наш. Следующая станция – НАТО», - написала в своем Фейсбуке вице-спикер ВР Ирина Геращенко, лишний раз подтвердив из без того понятную логику президентского Томос-тура как составляющей масштабной предвыборной кампании под девизом «Армия. Мова. Вера.». 
    
Двухдневные торжества на Фанаре, пристальное внимание СМИ… А что в «сухом остатке»? Константинополь покорен. Патриарх Варфоломей получил орден «За заслуги І степени». А новоявленный митрополит ПЦУ Епифаний в лучших традициях политического брендинга определил место Петра Алексеевича рядом с равноапостольным князем Владимиром, Ярославом Мудрым и гетьманом Мазепой. Имя действующего Президента появилось также в тексте Томоса, который будет выставлен в Софии Киевской для ознакомления всех желающих. Нестандартный ход даже для самой продвинутой ПР-технологии! Означает ли это, что напротив одного из пунктов предвыборной кампании Президента можно поставить отметку «выполнено»?
    
Что, кроме шумного медийного резонанса, сулит Томос главе державы на электоральном поле? Обратимся к статистике. По данным американского исследовательского центра Pew, опубликованным 7 декабря 2018 года, Украина занимает 11 место по религиозности. В целом, неплохой показатель на фоне растущего европейского атеизма, но нас интересует здесь его абсолютный, а не относительный вес. 31 % населения Украины является религиозным по четырем показателям – верят в Бога, молятся, считают религию важной составляющей своей жизни и не реже, чем раз в месяц, посещают религиозные службы. Иными словами, лишь третья часть населения Украины гипотетически может иметь отношение к событиям, связанным с Томосом. Но даже это предположение не выдерживает критики, учитывая довольно пестрый религиозный состав населения Украины – христиане, мусульмане, иудеи… В свою очередь христианство представлено рядом конфессий, среди которых, безусловно, лидирует православие. В последние несколько лет манипулятивная социология упорно «наращивала» число прихожан УПЦ КП и соответственно занижала показатели верующих в МП. Объективные цифры можно найти лишь на сайте РИСУ, где статистическому учету подвергалась не эфемерная выборка респондентов, а реальные религиозные объекты. Согласно этим данным, соотношение приходов КП и МП УПЦ равняется 1:2,5. А это означает, что лишь около 8% населения Украины были формально заинтересованы в получении Томоса. У остальной части «верующей трети» мнение по поводу автокефалии даже не спросили. 
    
На образ жизни 70 % наших граждан новая церковная организация, вообще, никак не повлияла. Их по-прежнему, интересуют и будут интересовать экономический кризис в стране, псевдо-реформы, инфляция и другие насущные проблемы, которые «зонтичным» церковным пиаром Президента скрыть не удастся.
   
Теперь посмотрим на риски Томос-кампании для лидерской репутации П.Порошенко. А они есть в любой политтехнологии, тем более, синтетической, где вера становится объектом политических торгов и интерпретаций. Полагаем, что негативная реакция РПЦ на факт получения Томоса Украиной в перечень рисков закладывалась, поэтому слова Главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ РПЦ В. Легойды о «неуемных политических и личных амбициях Порошенко» политтехнологов не удивили. 
    
Иное дело – реакция 15 остальных Поместных Православных Церквей. Что более всего возмутило предстоятелей в решении Константинополя? Отсутствие всеправославного консенсуса и политизация религии.
     
Митрополит Варшавский и всей Польши Савва не признал созданную на Украине церковь. Об этом он сообщил в письме Константинопольскому патриарху Варфоломею, указав, что объединительный собор, состоявшийся в Киеве 15 декабря, не решил проблему раскола, но привел к возникновению «социально-политических болезненных явлений». Митрополит также напомнил, что автокефалия предоставляется «по представлению Матери-Церкви после консультаций со всеми предстоятелями поместных православных церквей». Показательно, что копия письма была разослана главам всех ППЦ.
    
В Сербской Православной Церкви в свою очередь отметили, что тема церковной автокефалии не должна использоваться для решения политических задач. Цитируем: «В случае, если по логике этого мира автокефалия будет пониматься как-то иначе, как элемент государственного суверенитета, национальной самобытности и обособления, тогда она не способствует единству и созиданию Церкви, но провоцирует самовольство и самодовольство. И она становится, как ни парадоксально, хулой на Святого Духа». 
    
Ранее Александрийский патриарх Феодор ІІ говорил о том, что «вопросы автокефалии должны решаться путем братского обсуждения, поскольку лишь только общая поддержка может способствовать их решению». На встрече с украинской делегацией в мае прошлого года митрополит Православной Церкви Чешских земель и Словакии Ростислав обратил внимание на то, что вмешательство в дела религии со стороны властей неприемлемо в демократическом обществе. В июле 2017 года Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II отмечал: «Всякий раз, когда государство и особенно парламент вмешиваются в вопросы Церкви, вред очевиден. Действия парламента приведут к созданию некоей раскольнической церкви, а отцы рассматривают раскол как глубочайшую рану на священном теле Церкви». 
    
Цитирование позиций предстоятелей Поместных Православных Церквей можно продолжить. В целом они отражают негативное отношение к политизированному акту получения автокефалии ПЦУ. Вывод? Православный мир в своем большинстве не поддерживает предвыборный пункт № 3 украинского Президента, предупреждает об опасности еще большего раскола в нашей стране и возникновении конфликтов религиозного характера. 
    
В этом контексте предложенную Президентом формулу современной украинской идентичности едва ли можно назвать консолидирующей. Очевидно, что она лишь углубит конфликт между Востоком и Западом Украины, добавив к ментальному и языковому барьерам еще и религиозный компонент. В действиях политиков к этому есть все предпосылки… 
    
Спикер Верховной Рады, кстати, греко-католик Андрей Парубий уже анонсировал в Константинополе новый «церковный» законопроект, который урегулирует переход приходов УПЦ МП в новую церковную организацию. Врядли он будет добровольным и конструктивным, учитывая настрой прихожан Московского патриархата и готовность «гражданского общества» в лице радикальных организаций вмешаться в процесс формирования правильной религиозной идентичности верующих.
    
О возможных катастрофических последствиях Томоса для православия в Украине косвенно свидетельствуют и слова политического эксперта Виталия Портникова, который считает, что в нашей стране «параллельно со строительством новой церкви будет идти процесс разложения и деградация Русской православной церкви». Этот смелый прогноз, больше похожий на программу действий власти, настораживает, учитывая, что УПЦ МП (она же в новой интерпретации РПЦ) по количеству приходов, храмов, монастырей, учебных заведений в несколько раз превосходит новообразованную ПЦУ. Едва ли столь мощная деградация православия в Украине пойдет на пользу ее духовному состоянию, собственно также, как и политизация веры в пункте три предвыборной кампании Президента.    


  Следите за нами в Telegram  



  •   6-01-2019, 09:40
  •   Fact-bot
  •   170

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
Armadatour Ani Lady Shop