Дмитрий Шенцев: «Политика раскола не имеет будущего»


В последнее время религия и политика стали самыми обсуждаемыми темами в нашем обществе. Не смотря на конституционную норму отделения Церкви от государства, с подачи Президента дела духовные очень тесно переплелись с делами предвыборными. Вера стала политическим лозунгом. Томос – инструментом по удержанию электората. А национальную независимость странным образом увязали с церковной реорганизацией. 
    
О политизации религии, вере вне политики и политике как таковой говорим с народным депутатом Д.А. Шенцевым.
    
Небольшая ремарка: Дмитрия Алексеевича мы застали в храме Рождества пресвятой Богородицы в селе Черкасские Тишки. Он приехал пообщаться с настоятелем, отцом Владимиром, и посмотреть, как движется реконструкция храма. Учитывая то, что Черкасские Тишки не входят в депутатский округ Д.Шенцева, мы в первую очередь поинтересовались: чем обусловлен его интерес к храму и чем вызвано желание помочь?
    
Д.Шенцев. Я не делю людей на своих и чужих избирателей. Как православный человек, я стремлюсь помогать всем. Когда с просьбой о помощи ко мне обратился отец Владимир – отреагировал сразу и положительно. Меня заинтересовало то, что этот храм имеет давнюю историю. Он второй по старшинству в Харьковской области. Известно, что расписывал его Илья Репин – уроженец Чугуева. А это уже моя вотчина. С этим храмом мы связаны духовными и историческими нитями – вот сердце и потянулось...
    
Сначала сделали один шаг – помогли с отоплением. Увидел новые проблемы – и принял для себя решение помогать дальше. Надеюсь, что смогу привлечь и других неравнодушных людей, чтобы в кратчайшие сроки придать храму первозданный и законченный вид, дабы прихожане чувствовали себя здесь, как в храме Божьем. 
    
Вы хотите сказать, что вера не имеет границ?
    
Безусловно, вера не имеет разделения на районы, регионы и страны. Это общечеловеческое понятие. Все наше, все родное. И ответственность тоже наша общая. Если православные где-то терпят нужду, наша общая задача – помогать им. 
    
Но разве есть какая-то государственная программа реконструкции храмов? Похоже, государство самоустранилось, переложив заботы о Церкви на плечи прихожан и неравнодушных людей…
    
Для меня наиболее проблематичным является даже не это. А двойственные подходы в отношении государства к Церкви. Если Церковь у нас отделена от государства, и государство не предусматривает бюджетных средств для развития духовности, реконструкции храмов, значит, оно не имеет права и на вмешательство в дела духовные. Значит, оно не должно указывать, в какой храм ходить и какую веру исповедывать. Если декларируем отделение, оно должно быть во всем, не только в отсутствии финансирования, но и в отсутствии давления со стороны провластных структур на духовный выбор людей. 
    
Причем это касается не только для религии, всего! Человек должен строить свою жизнь в одной системе координат. Говорят, лучше плохие правила, чем жизнь без правил. Для меня важно, чтобы правила не менялись. Мы должны жить в законном поле, в системе координат, которая обеспечивает неизменные и понятные правила, в том числе и в отношении вероисповедания. Те постоянные шараханья из стороны в сторону, которые власть называет красивым словом «реформы»,  на самом деле только всех дезориентируют. Это касается медицины, образования… Теперь добрались и до Церкви. Когда человека вынуждают двигаться одновременно в разные стороны – он стоит на месте.
    
Томос – это политтехнологическое действие?
   
Это абсолютно незаконное действие, которое продавливает власть в лице Президента Украины. Это яркое подтверждение вмешательства государства в дела Церкви. На самом деле Украинская православная церковь сейчас намного более свободна, чем церкви других стран. Мы сами выбираем своих патриархов, своих архиереев. Мы вольны во всех действиях. А если посмотреть на устав, предполагаемый Томосом, становится ясно, что мы непросто теряем независимость, мы становимся филиалом Константинопольского патриархата. Мало того, что это не законное действие, вы посмотрите, что уже происходит! Украине еще не дали обещанный Томос, а мы уже отдали Андреевский собор Константинопольскому патриархату и, кроме того, 40 приходов уже тоже пообещали отдать. А там ограничений независимости будет намного больше!
           
Я уверен, что эта инициатива не получит никакой поддержки у граждан Украины. Есть, конечно, тревога за служителей Церкви, за прихожан, которые ходят в храмы на Западной Украине. Они могут подвергнуться атаке со стороны радикально настроенных элементов. Но надеемся, что все в руках Божьих и что Господь не даст произойти самому плохому. 
    
У cоздания так называемой новой церкви есть и существенная имущественная подоплека…
    
Безусловно, юридические вопросы возникают там, где храмы относятся к государственным учреждениям, где право собственности принадлежит министерству культуры или другим профильным структурам. Это касается Киево-Печерской лавры, Почаевской лавры. Мы уже видим юридические шаги власти, отменяющие договора аренды, документы, узаконивающие служение там Украинской православной церкви.
    
При этом мы неумолимо движемся к Томосу. На днях состоится Объединительный Собор…
    
Считаю, что «объединительный» - в кавычках - Собор, анонсированный на 15 декабря, легитимным быть не может, потому что на нем не будет присутствовать Украинская православная церковь, где 90 архиереев. Разве что найдется несколько предателей, хотя я не хотел бы их так называть. Священники ведь тоже люди, и на них давит государственная машина, через репрессивные органы, которые любой ценой хотят создать картинку, что этот Собор, действительно, объединительный. Нельзя решать судьбу украинской православной церкви на собрании, где она сама никак не будет представлена. Более того, уже есть решение Синода, согласно которому по отдельности архиереи не могут представлять позицию УПЦ, у них не будет полномочий на такое представительство.
    
Власть хочет получить дивиденды перед президентскими выборами, но уверен, что это огромная ошибка. Даже если удастся в обход закона продавить это решение, оно не принесет никакой электоральной поддержки, более того, не будет поддержано народом. Эта инициатива не приживется, потому что это путь в никуда.
    
Можно ли сказать, что власть намеренно вносит в общество раскол, спекулируя на темах религии, языка?...
    
К сожалению, действующий Президент строит свою предвыборную кампанию на том, что выбирает ту часть Украины, которую считает своей. Это очень ограниченное электоральное поле, на котором он рассчитывает получить поддержку. На мой взгляд, это ущербный и преступный подход. Политик, а тем более, Президент, не может быть представителем какой-либо одной части страны. Он должен в равной степени защищать права и свободы всех граждан – разных национальностей, разных вероисповеданий и говорящих на разных языках. Это все граждане Украины. И они должны быть равны.
    
А строить свою политику, свой рейтинг и свою избирательную кампанию на том, чтобы делить людей по языковому, религиозному и другим признаками – это аморально и преступно в принципе и в особенности, когда речь идет о руководителях высшего звена. Президент должен быть Президентом для всех граждан. Политика раскола не имеет будущего. Язык и вера – это основополагающие категории. Как бы мне не запрещали мою веру, мой язык – я от них не откажусь. И так рассуждает большинство людей, живущих на территории Украины.
    
Нас не перестанет лихорадить как страну до тех пор, пока мы не поймем, что нам нужно концентрироваться вокруг общих для всех идей. Мы должны принять друг друга, услышать друг друга. И когда мы поймем, что мы все разные, но дети одной страны, тогда у нас будут и единые перспективы на общее для всех будущее. 




  Следите за нами в Telegram  



  •   13-12-2018, 14:12
  •   Fact-bot
  •   137

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
Armadatour Ani Lady Shop