НАТО настаивает на реформировании СБУ

Боец СБУ

После двухдневной работы Межпарламентской Совета Украина – НАТО представители Североатлантического альянса, положительно оценив проводимые в Украине реформы, настаивают на необходимости проведения реформирования СБУ и оборонно-промышленного комплекса. 

Глава делегации в ПАСЕ НАТО Егор Чернев на своей странице в Facebook написал:

«Одной из основных тем ожидаемо было обсуждение выполнения нашей Годовой национальной программы. Партнеры положительно отметили последовательность взятого курса и значительное продвижение вперед в осуществлении реформ. Но вместе с тем подчеркнули необходимость уделить внимание таким критическим вопросом как реформирование СБУ и оборонно-промышленного комплекса».

Скрин поста с Фейсбука

Ранее пресс-служба СБУ сообщала, что представители НАТО ожидают от Украины представление основных направлений реформы Службы безопасности СБУ в конце января.

Почему процесс реформирования СБУ затянулся? По каким причинам к нему проявляет интерес НАТО?
В данное время СБУ является единственным правоохранительным органом, который не попал под реформирование. К этому процессу в Украине уже осуществлялось несколько «подходов», однако пока безрезультатно. Произошло лишь традиционное для правоохранительных органов сокращение штата - за последние три года из ведомства уволено две тысячи сотрудников, при этом, по мнению Президента Украины, на службу приняты новые «молодые, патриотически настроенные офицеры».

Глава комитета по вопросам правоохранительной деятельности Верховной Рады Денис Монастырский заявил, что в Офисе президента уже не первый год находится порядка девяти законопроектов о реформе СБУ.

«Ведутся дискуссии, в том числе, в комитете по нацбезопасности, о том, каким должен быть концепт. Да, он отличается от виденья Службы безопасности Украины», - сообщил Монастырский.

Этот факт говорит о том, что общая концепция реформирования этого правоохранительного органа пока еще не найдена.

Иван Баканов

Как известно, глава Службы безопасности Украины Иван Баканов возглавил ведомство, ни дня в нем не работая. Он был назначен на должность, благодаря тому, что является другом детства президента. В своем интервью «Главкому» Баканов рассказывал о саботаже его приказов со стороны подчиненных и конфликтных отношениях с председателем Офиса президента Андреем Богданом. 

«Система не восприняла меня дружно, со стороны руководства СБУ было сопротивление, но я отношусь к этому спокойно, потому что любой новый руководитель на любом предприятии сталкивается с теми же проблемами, с которыми столкнулся я», - сказал Баканов.

В октябре 2019 года коллегия СБУ поддержала концепт новой редакции закона «О Службе безопасности Украины», его основные положения были представлены на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки. Следствием принятия новой редакции закона должна была стать масштабная реформа ведомства. Иван Баканов определил ее приоритетное направление - приближение к лучшим моделям спецслужб государств-членов ЕС и НАТО с учетом современных потребностей Украины. 

«Необходимость кардинальных изменений в спецслужбе вызвана скоростной мутацией вызовов, влияющих на уровень национальной безопасности. Служба должна не только анализировать угрозы в режиме онлайн, но и предсказывать новые, оперативно разрабатывая «вакцины», которые смогут нейтрализовать угрозы еще на этапе их возникновения.

Мы должны понимать, что любая реформа требует средств. Например, на 2020 год мы пытались сократить штат на 1700 человек, это предусматривает выплаты из государственного бюджета на уровне 1,3 млрд грн. К сожалению, в бюджете-2020 эти средства не предусмотрены. Возможно, они еще будут предусмотрены. Также рассчитываем на поддержку международных партнеров в этом вопросе», - заявил Баканов.

Предполагается, что результатом реформирования СБУ по приоритетным направлениям должны стать:

- отказ от несвойственных функций и предотвращения расследования преступлений, не представляющих угрозы государственной безопасности Украины;
- расширение контрразведывательной вектора работы и риск-ориентированный подход к противодействию угрозам государственной безопасности;
- внедрение гибкой структуры службы, а также сокращение и перезагрузка кадрового состава службы;
- демилитаризация ведомства и деполитизация руководящей вертикали; 
- формирование развернутой системы демократического гражданского контроля за деятельностью Службы безопасности. 

Проект новой редакции закона был представлен Президенту Украины и международным партнерам, однако председатели НАТО/ЕС его раскритиковали и он был отозван из Офиса президента. В Еврокомиссии также заявили, что подготовленный украинской властью проект реформы СБУ противоречит рекомендациям западных партнеров.

Каковы причины несоответствия законопроекта «О Службе безопасности Украины»международным стандартам?
Прежде всего, совмещение правоохранительной функции и контрразведывательной деятельности, которые дают ведомству практически неограниченные возможности. Как утверждают зарубежные специалисты, ни одна подобная структура на евроатлантическом пространстве не владеет таким широким спектром полномочий. Так, например, нерешенным вопросом реформирования остается деятельность Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (Департамента «К»), которая волнует представителей бизнеса и иностранных инвесторов. По мнению международных партнеров, реформирование должно предусматривать, не борьбу с экономической преступностью, а обеспечение экономической безопасности государства. Действия сотрудников этого управления в борьбе с «наведением порядка в бизнесе», контрабандой, азартными играми и так далее расходятся с евроатлантическими стандартами. Опасения по поводу давления на бизнес отпугивают зарубежных инвесторов, что препятствует восстановлению украинской экономики.

Как считают зарубежные эксперты, нынешней СБУ удалось сконцентрировать намного больше полномочий и ресурсов, чем ее советскому предшественнику - КГБ. Поэтому в рекомендациях партнеров подчеркнута необходимость сужения полномочий ведомства к нескольким направлениям - контрразведывательной защите государства, борьбе с терроризмом и охране государственной тайны. Все правоохранительные функции в сфере экономики и антикоррупционные полномочия должны быть переданы другим правоохранительным органам.

Также, по мнению зарубежных экспертов и советников НАТО, недопустимыми являются «раздутые штаты» и территориальные органы, отсутствие парламентского и общественного контроля за деятельностью ведомства и политизированность СБУ, чем пользуются чиновники для политического давления на своих оппонентов.

Кроме этого, до конца непонятен вопрос демилитаризации ведомства. Украина неохотно на это идет, так как этот процесс вызывает большое недовольство у сотрудников СБУ. Лишившись погон, они потеряют свои льготы и социальные гарантии. Западная модель спецслужб - это в большинстве гражданские спецслужбы, которые в большинстве случаев даже не имеют собственных силовых подразделений, эти функции возложены на другие подразделения. Досудебное следствие в большинстве западных стран их службами безопасности также не проводится, а подследственные держатся под стражей в полиции или пенитенциарных органах.

Итак, вопрос реформирования СБУ вышел за пределы нашего государства и приобрел международный статус. Как считают в НАТО и Европейской комиссии, реформа СБУ, соответствующая международным стандартам и их рекомендациям – это реальная возможность для Украины рассчитывать на военную помощь с их стороны.

Влияние деятельности СБУ на весь сектор безопасности в Украине является определяющим, поэтому реформирование в соответствии с международными стандартами и требованиями времени необходимо. Однако прежде, чем его начинать, необходимо определиться, с какой целью оно проводится. Если с целью адаптации к западным и американским моделям спецслужб, включения в общую систему стран НАТО и получения помощи, то тогда нужно просто скопировать наиболее распространенные формы организационной структуры западных спецслужб и ее функции.

Если же реформировать СБУ для эффективного обеспечения государственной безопасности Украины, то зарубежные модели в чистом виде нам не подходит. Любая непродуманная реформаторская инициатива способна подорвать относительную стабильность нашего государства в условиях гибридного конфликта. Сокращение штата и кадровые ротации сейчас могут только «перекроить» ведомство и привести к его временному «параличу». Поэтому оптимальным концептом реформирования должна стать своя модель, которая должна усовершенствовать предыдущую с учетом положительного зарубежного опыта, адаптированного к нашему государству. Одним из них является лишение полномочий ведомства в экономической сфере, а также осуществление парламентского и общественного контроля. При этом крайне важно при реформировании сохранить лучший исторический опыт ведомства, наработанный десятилетиями, а также не растерять профессиональное кадровое ядро.


  Следите за нами в Telegram  



  •   31-01-2020, 10:59
  •   Gin
  •   414

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
диквл Ani Lady Shop