Сомнительное снятие депутатской неприкосновенности: новые подробности

Сомнительное снятие депутатской неприкосновенности: новые подробности

Отмена депутатской неприкосновенности от судебного преследования стала одним из первых достижений нового украинского парламента. В начале сентября была принята конституционная поправка, которая обещалась украинцам на протяжении двух десятилетий, и набрала 373 голоса.

Но триумф длился недолго.

18 декабря парламент во втором чтении поддержал законопроект №2237 об отмене депутатской неприкосновенности, который, как полагают эксперты и критики, значительно затруднит судебное преследование законодателей.

Законопроект получил 291 голос, в основном от фракции «Слуга народа» из 223 членов, «Оппозиционной платформы «За жизнь» из 22 членов, депутатской группа «Доверие» из 17 нардепов, депутатской группы «За будущее» из 15 депутатов, и 14 - внефракционных. Фракция «Голос» из 20 человек проголосовала против законопроекта, в то время как «Батькивщина» из 24 человек и фракция «Европейская солидарность» из 27 человек воздержались от голосования. Президент должен теперь подписать или наложить вето на законопроект.

В чем суть вопроса?
Согласно законопроекту, только генеральный прокурор может возбудить уголовное дело против нардепа. Ранее это мог сделать любой следователь или прокурор.

Отметим, что в Украине генеральный прокурор является политической фигурой, часто контролируемой президентом.

«Это означает, что если генеральный прокурор не хочет начинать расследование или не видит оснований для этого, никто другой не сможет это сделать», - объяснила Елена Щербань, юрист киевского Антикоррупционного агентства. 

Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) призвали Зеленского наложить вето на законопроект.

«Этот законопроект снизит эффективность расследований, в которых участвуют действующие народные депутаты, - говорится в их совместном заявлении. - Некоторые из его норм вызовут проблемы на ранних этапах расследования и позволят законодателям уклониться от ответственности».

Согласно законопроекту, любые предварительные запросы на аресты, обыски или журналы телефонных звонков, переписку и другие документы должны быть санкционированы Генеральным прокурором.

Кроме того, эти предварительные запросы должны быть рассмотрены следственным судьей в присутствии соответствующего нардепа.

«Если следователь хочет получить доступ к банковским счетам законодателя, он или она не получит его, пока этот народный депутат не явится в суд, где этот запрос рассматривается. Нардепы будут заранее уведомлены судьей о следственных запросах», - объясняет Щербань.

Депутат может быть арестован без постановления судьи только в том случае, если его поймали с поличным во время совершения насильственного преступления или убийства человека.

Кроме того, согласно законопроекту, предварительное расследование в отношении депутатов не может быть передано правоохранительным органам, кроме НАБУ и центральному органу Государственного бюро расследований.

В октябре парламент проголосовал за то, чтобы позволить НАБУ и ГБР прослушивать нардепов. Ранее НАБУ могло делать это только через охранное агентство СБУ. Тем не менее, НАБУ не может прослушивать или искать депутатов без разрешения парламента. Законодатели все еще могут отменить уведомления о подозрении через суд.


  Следите за нами в Telegram  



  •   19-12-2019, 13:12
  •   Gin
  •   167

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
диквл Ani Lady Shop