Современные тенденции медиапотребления: 8 из 10 не читают дальше заголовка


Мы живем в эпоху современных технологий, которые постепенно вызвали у общества «синдром постоянного нахождения онлайн». Сейчас в среднем каждый взрослый владелец гаджета тратит на нахождение в нем около четырёх часов в сутки, при этом половина времени проводится в соцсетях. Примечательно, что такой тревожный показатель с каждым годом растёт. Например, еще четыре года назад люди погружались в гаджеты только на 1,5-2 часа в сутки.

Сейчас наблюдается довольно распространенная картина: просыпаясь, человек проверяет мессенджеры и обновляет соцсети. Во время завтрака – знакомится с новостями. Едет в общественном транспорте – продолжает изучать новости и смотреть видео на YouTube. На рабочем месте часто происходит аналогичная ситуация, к которой добавляется переписка в соцсетях и мессенджерах. Вечером после работы – снова «общение» с интернетом. Подобный алгоритм действий приводит к определенной зависимости и дело доходит до того, айфоны и смартфоны достаются их пользователями даже тогда, когда они не нужны. Без них уже становится тревожно и некомфортно.

Что и как читают люди в медапространстве?

 
Как свидетельствуют наблюдения и соцопросы, в век социальных сетей люди в основном читают только заголовки статей, смотрят фото и картинки, а также общаются репостами. При этом те, кто знакомятся только с фрагментом статьи или заголовком, уверены в том, что они достаточно хорошо владеют прочитанной темой. Примечательно, около 75% украинцев получают новости именно из соцсетей, а 8 из 10 человек дальше заголовка не читают, считая, что подробности событий им не нужны. Владимир Зеленский заявил… Кабмин или Верховная Рада приняли решение… Курс доллара вырос, в городе прогремел взрыв… Звезда шоу-бизнеса вышла замуж… Многие видят только заголовки в ссылках на новости в соцсетях, и этого для них вполне достаточно. Об анализе событий вообще речь уже почти не ведется, он интересен лишь единицам думающих читателей.

Понимая повышенный интерес к заголовкам, многие СМИ воспользовались этим и стали писать новости так, что заглавие живет отдельной от текста жизнью, а зачастую даже противоречит ему. Текст в данном случае становится вторичным продуктом, что создает определенные проблемы с лже-информацией, особенно в эпоху фейк-ньюс.
 

Согласно данным соцопросов, только каждый третий украинский пользователь интернета заходит на информационные сайты в течение дня. В основе современного активного медиапотребления лежат ленты соцсетей, ведь большинство переходов к публикациям СМИ осуществляется именно из них. Пользователь открывает и просматривает свою ленту → кликает по ссылке, переходит к публикации, читает ее → возвращается в ленту. В результате соцсети становятся для большинства читателей окном в медиа-издания, при этом на главные страницы медиаресурсов они заходят все реже. 

Пользователи соцсетей чаще репостят новости, если видят их не в СМИ, а в постах своих друзей и других людей. При этом они чаще делятся статьей, чем читают текст. 20% статей ими доскролливается до конца, а для остальных публикаций глубина доскролла составляет в среднем 1,7 экрана на веб-сайте и около 2 экранов – в гаджетах. Пользователи неохотно делятся прочитанным, а также крайне редко делают более двух переходов по контекстным ссылкам. Медийные материалы (публикации СМИ) почти не «лайкают», а лайки используются в основном для личных постов друзей. В том случае, если читатели соцсетей хотят узнать больше информации на прочитанную тему, они продолжают искать в интернете подобные материалы, но происходит это крайне редко.

Анализ любого информационного веб-сайта свидетельствует о том, что на большинстве из них пользователи соцсетей редко проводят более минуты. Например, более половины пользователей Facebook тратят не более 15 секунд на новостные статьи, а этого времени едва хватает для просмотра одного абзаца статьи, опубликованной в медиаресурсе. В результате у читателей формируется иллюзия того, что они информированы, однако на самом деле это далеко не так, они получают лишь поверхностную информацию.

Какие публикации сейчас находятся в тренде?

Как правило, наиболее читаемыми и просматриваемыми являются публикации, не требующие много времени и сил для чтения. К ним относятся скандалы, происшествия, шокирующие и пугающие события, юмор и «клубничка». При этом, просматривая ленту, пользователи соцсетей применяют определенные ими фильтры: по автору поста, публикации которого нравятся, или по тематическому сообществу. Примечательно, что основное внимание пользователя, особенно в режиме быстрого просмотра ленты, привлекают, видео, картинки, инфографика и гифки.

Исчезнет ли со временем чтение?
 

Многие ученые склоняются к тому, что людям цифровой эпохи становится все сложнее удержать внимание во время прочтения большого объема текста. В данное время это присуще пока еще не всем, но движение в сторону «нечтения» уже явно существует. Сейчас дети в школах вместо литературных произведений в основном читают их краткое содержание. Однако вследствие этого от них остается лишь банальная сюжетная канва, теряется вся суть книги. Работники сферы образования объясняют, что ребенок не в состоянии прочитать огромный текст и понять его сложность. Следуя такой логике, из школьной программы со временем могут убрать всю классическую литературу. Такого рода новый способ чтения чреват абсолютно другим способом мышления, не способным к созданию образов и целостного восприятия мира, не умеющим наслаждаться эстетикой и переживать эмоции.

Сейчас человечество все больше движется в сторону картинок и комиксов. Многие сейчас считают: зачем читать тексты (тем более, объемные), если есть изображения, которые быстро описывают ситуацию? Уже все больше просматривается тенденция расслоения социума на тех, кто поверхностно мыслит и не хочет углубляться в смысл происходящих событий, и интеллектуалов, которые чувствуют превосходство над первыми. А это уже плохой сценарий для развития прогрессивного украинского общества.

Автор – Оксана Ищенко




  Следите за нами в Telegram  



  •   26-11-2019, 17:55
  •   Alina
  •   311

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
диквл Ani Lady Shop