Журналистика в Украине: четвертая власть или часть медиаполитической системы?

Журналистика в Украине: четвертая власть или часть медиаполитической системы?

Начнем с истории. Уже в античные времена было известно – без свободной общественной коммуникации невозможно достичь демократии.  Общество неоднородно, поэтому каждый голос должен быть услышан и представлен в медиапространстве. При этом власть во все времена стремилась ограничить журналистику, превращая "цепных псов демократии" в стражей диктатуры. Особенно при этом доставалось качественной журналистике, оперирующей не одобренными штампами и лозунгами, а аргументами, фактами и прочими инструментами добротной критики. 

Как поступали с такими СМИ? Вынуждали работать не по норме профильного законодательства, где свобода слова и плюрализм мнений прописаны, а по воле политического режима.

Обращение Верховной Рады к СНБО с требованием ввести санкции против каналов NewsOne и 112 – это и есть пример практики принятия политического решения за пределами правового поля медийного законодательства. 
Процитируем закон: «Единственным органом государственного регулирования деятельности в сфере телевидения и радиовещания является Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания» (п.4 ст.7 Закона о телевидении и радиовещании). Тот же субъект фигурирует и в статье 37 «Аннулирование лицензии на вещание». «Забрать» лицензию у телеканала может только Национальный совет, при этом факт утраты законного действия лицензии должен быть подтвержден решением суда. Ни СНБО, ни Верховная Рада в этом документе не упоминаются. 

Путь закрытия двух украинских телеканалов явно выходит за пределы правовых норм и отношений. Верховная Рада пытается создать прецедент, при котором под действие «Закона о санкциях» попадают медиаорганизации.
Постановление № 9157 "Об одобрении предложений по применению персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)", поддержанное 229 народными депутатами, широко апеллирует именно к «санкционному» закону. При этом нет ни уголовных дел, ни решений суда, которые бы доказывали, что эти телеканалы являются субъектами «Закона о санкциях». 

Решение Верховной Рады уже вызвало волну критики: в поддержку братьев по цеху высказались многие журналисты, телеканалы также поддержали некоторые политики, медиаэксперты, юристы. 
На чем акцентируют ключевые правовые месседжи? Постановление о санкциях было принято с нарушениями Конституции, медийного законодательства, регламента работы Парламента. Уточним: постановление было подготовлено не профильным комитетом, а представителями из нескольких разных комитетов.

Почему негодуют журналисты? Постановление № 9157 посягает на свободу слова, подрывает основы демократии в Украине, это беспрецедентное давление на СМИ, даже во времена Януковича и Кучмы столь дерзких выпадов по отношению к журналистике не наблюдалось. 

Наталья Влащенко, генеральный продюсер телеканала ZIK 



Игорь Попов, народный депутат 


Игорь Гужва, главный редактор «Страна.UA» 



Александр Трохимец, юрист 

При этом инициаторы «похода на телеканалы» опираются на мессидж о деоккупации информационного пространства Украины. Их логика понятна: в гибридной войне с Россией можно победить, только нейтрализовав внешние информационные воздействия. Однако благими целями отсутствие правовых подходов к выяснению «кто есть кто» в этой информационной войне никак не оправдывается. А посему повисают в воздухе «неудобные» вопросы: постановление 9157 – это борьба за деоккупацию медиапространства или наступление на свободу слова? Забота о медийной независимости Украины или стремление взять под контроль непослушные медиа? 

Удивили депутаты-журналисты, ранее рьяно боровшиеся за свободу слова. Постановление 9157 поддержали Сергей Высоцкий, Татьяна Черновол, Светлана Залищук, Вадим Денисенко и Егор Соболев. Некогда активные участники движения «Стоп цензуре» Виктория Сюмар, Ольга Червакова, Сергей Лещенко всего лишь воздержались от голосования. Позицию «ни вашим, ни нашим» занял Мустафа Найем, инициировавший постановление 9157, а затем воздержавшийся от голосования.

Непоследовательность взглядов на санкции в отношении масс-медиа продемонстрировали и некоторые народные депутаты. 




Журналистка О. Медведева задалась резонным вопросом: «Это уже европейское будущее или нет?» Действительно, как в европейских странах власть взаимодействует с журналистикой?

Масс-медиа имеют широкие права, они контролируют государственные институты, свободно представляют весь спектр мнений, которые существуют в обществе. Государство не вмешивается в редакционную политику и уж, тем более, не управляет СМИ в своих целях. С позиции ОБСЕ, «свобода выражения мнения и свобода средств массовой информации относятся к числу основных прав человека».
А что де-юре у нас?

Согласно статье 4 «Закона о телевидении и радиовещании», «государство гарантирует реализацию прав на информацию, на свободное и открытое обсуждение общественно важных проблем с применением телевидения и радиовещания».
Статья 34 Конституции Украины гарантирует гражданам право на свободное выражение своих взглядов и убеждений, а статья 15 запрещает цензуру. 

А де-факто? 
Попытка введения санкций против национальных телеканалов – это тревожный сигнал о том, что журналистика утрачивает функции четвертой власти и становится частью хорошо управляемой сверху медиаполитической системы. 



  Следите за нами в Telegram  



  •   23-09-2018, 13:42
  •   Fact-bot
  •   249

ОСТАННЄ
НОВИНИ
Завантажуємо курси валют від minfin.com.ua
РЕКЛАМА
диквл Ani Lady Shop